Вспомните, как раньше приходилось проводить часы, а иногда и дни, в очередях, посещая разные инстанции для получения нужных документов или справок. С созданием МФЦ эта проблема ушла в прошлое. Сегодня, посетив один центр, можно решить множество вопросов: от оформления свидетельства о рождении до регистрации недвижимости.
За всем этим удобством и эффективностью стоят люди – сотрудники многофункциональных центров. Работа в МФЦ – это не только умение разбираться в многочисленных регламентах и процедурах, но и ежедневное общение с огромным числом людей, каждый из которых приходит со своей проблемой или запросом. Сотрудники МФЦ часто сталкиваются с трудностями и стрессовыми ситуациями, но их задача – сделать всё возможное, чтобы помочь каждому посетителю. И они с этой задачей справляются блестяще.
Каждый год, 27 июля, Россия отмечает День работника многофункциональных центров (МФЦ) – в этот день в 2010 году был подписан федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Этот закон заложил основы для создания и развития системы МФЦ, которая сегодня стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
В Сосновском районе первый многофункциональный центр появился в 2015 году. Его открыли в Долгодеревенском. Сейчас сеть МФЦ Сосновского района насчитывает 15 территориально обособленных структурных подразделений в сельских поселениях. В Долгодеревенском оборудовали 11 рабочих окон, где принимают специалисты, одно окно выдачи готовых документов и одно бизнес-окно, где принимают юридических лиц и предпринимателей. В окне выдачи документов жители района могут также зарегистрироваться на портале Госуслуг.
Чтобы не стоять в очереди, в центр можно предварительно записаться: взять заранее талон через консультанта, через терминал электронной очереди в самом центре либо через официальный сайт МФЦ Челябинской области, либо написав на официальную страницу Сосновского МФЦ во ВКонтакте.
Чаще всего в МФЦ обращаются за федеральными услугами. Самыми востребованными являются услуги Министерства внутренних дел. На втором месте – услуги по Государственному кадастровому учету или государственной регистрации прав на недвижимость. За ними следуют услуги Социального фонда России.
В МФЦ Челябинской области можно пройти и очную идентификацию для усиленной квалифицированной электронной подписи в приложении «Госключ». С этим приложением можно подписывать юридически значимые документы в электронном виде, например, установить запрет на действия с недвижимостью без личного участия, закрыть ИП или подать заявление на расторжение брака.
Иногда случается, что время обслуживания в многофункциональном центре затягивается. Чтобы быстрее обслуживать посетителей, внедряют программу «Бережливое производство»: сервис «ГосQR в МФЦ». Заявитель сканирует у консультанта специальный куар-код через мобильное приложение Госуслуг и его данные, необходимые для подачи заявления, поступают в МФЦ из его цифрового профиля. Это сокращает время приема в окне центра и исключает ошибки при вводе сведений вручную.
На время обслуживания, несомненно, влияет и кадровый голод. Когда опытные специалисты уходят, тогда на подготовку нового полноценно работающего сотрудника нужен не один месяц, чтобы разобраться во всех нюансах приема большого количества услуг МФЦ.
– У нас острая нехватка специалистов. Люди жалуются, что часть рабочих окон свободны, а там просто некому работать, – рассказывает руководитель территориального отдела «МФЦ Челябинской области» в Сосновском районе Алена Ткач. – Мы готовы принять на работу новых людей и обучить их. Не обязательно образование в сфере земельных отношений или имущества. Бывает и такое, что человек приходит близко не относящийся к этим направлениям, но легко общается с заявителями, осваивает все услуги МФЦ, с пониманием относится к работе. Всегда рады таким специалистам.
В октябре 2023 года в МФЦ организовали специальное место, чтобы помочь людям пользоваться цифровыми технологиями – сектор пользовательского сопровождения (СПС). Консультант объясняет, как и что нужно сделать при подаче заявления и помогает распечатать полученный результат. Сейчас секторы пользовательского сопровождения оборудовали уже в 56 многофункциональных центрах Челябинской области.
В нашем МФЦ консультационной и организационно-технической поддержкой при подаче запросов на предоставление услуг в электронной форме занимается специалист приема документов и сектора пользовательского сопровождения Екатерина Габова.
– Если граждане готовы сами заполнить заявление, я могу подсказать, каким образом им это лучше сделать. Как зайти на портал государственных услуг или воспользоваться иными государственными сервисами. Как отсканировать документы и прикрепить их к заявлению, – рассказала Екатерина Сергеевна. – Воспользоваться техникой можно в любое время работы МФЦ. Для этого не нужно брать талон и предварительно записываться на прием.
– Люблю свою работу. Нравится работать с людьми, хотя порой и сложно бывает, помогать им. Меня устраивает хороший дружный коллектив, замечательный руководитель, близость к дому. Зарплата у нас, к сожалению, не очень удовлетворяет потребности семьи, особенно если имеются дети. Но это с лихвой компенсируется моральным удовлетворением, – рассказала Екатерина Габова. – Люди очень благодарны. Когда приходят, говорят: «Спасибо большое, вы нам так помогли!». Это очень приятно. Нашу работу надо любить всей душой, иначе никак.
Альбина Кусова из села Долгодеревенского уже не раз обращалась в МФЦ. За время регулярных посещений она познакомилась практически со всем коллективом и уверена в том, что здесь ей всегда помогут.
Альбина Раильевна обращалась за услугами регистрации и восстановления доступа для портала Госуслуги, оформляла загранпаспорт и пособия на детей. После строительства дома женщина через центр регистрировала право собственности и оформляла прописку для семьи. Затем обращалась с заявлением по программе догазификации. В МФЦ сын Сергей получил свой первый паспорт. Альбина Кусова отмечает высокое качество обслуживания и предоставление всех необходимых услуг.
– Считаю, что за такой кропотливый труд должна быть достойная заработная плата, – говорит жительница Долгодеревенского. – Хочу выразить благодарность специалистам приема и всему коллективу МФЦ за добросовестную работу и отзывчивость.
Авторы: Людмила Труханова, Андрей Мизеров, Анна Ворончихина
Фото: Андрей Мизеров