Народный коллектив ансамбль «Митрофановна» в 2019 году отмечает тридцатилетний юбилей своего творческого пути. Родившись в стенах Кременкульского сельского клуба, коллектив стал известен в России и за её пределами. Песни «Митрофановны» поют в Сибири и в Подмосковье, в Белоруссии и во Франции. Зритель ждёт встречи с полюбившимися исполнителями.
Какие наши годы
Тридцать лет назад в конце января в посёлке Кременкуль прошёл первый фестиваль местных гармонистов, появился клуб любителей гармоники. О клубе узнал Виталий Вольфович, пригласил на областной конкурс. Первое же выступление коллектива, тогда ещё не имевшего названия, принесло приз зрительских симпатий… О таких заводных, озорных, совершенно не похожих на десятки других коллективов и ансамблей заговорила пресса. А язык, как известно, куда хочешь доведёт… Журналисты наш коллектив своими рассказами довели до всероссийского фестиваля «Русская зима», проходившего в Москве. В столице нужно было выступать под своим оригинальным названием….
Геннадий Зыков житель Кременкуля
Молодой работник культуры, демобилизовавшийся из военно-морского флота, вернулся в родное село и стал работать в Есаульском Доме культуры. Геннадий Зыков, как мы узнали, родом из Есаулки. И первые пять лет его трудовой биографии прошли в стенах Есаульского ДК.
– Переманили меня в Кременкуль, – рассказывает Геннадий Иванович – мои друзья. Паша Королёв был в Кременкуле терапевтом, Володя Фролов вел общественную деятельность в профессиональном союзе. Приехали к нам домой и стали звать жить в Кременкуль. Зарплата – 140 рублей. В те времена, когда клубным работникам платили по 60-70 рублей, очень хорошие деньги. А меня семья, ребёнок уже… Хотя в Есаульском дом был на земле. И очень не хотели меня отпускать. Но в восьмидесятом году мы переехали в Кременкуль, получили квартиру, в которой с супругой живём до сих пор, и стали работать в Кременкульском клубе. Мне еще нагрузку в школе дали.
Январским днём 1988 года
Восьмидесятые. По телевизору показывают утреннюю субботнюю передачу «Играй, гармонь любимая», любовно сделанную братьями Заволокиными.
– Мы же хотели быть современными, всё лучшее должно было быть опробовано в местном доме культуры, – рассказывает Геннадий Зыков, – Так у Сергея Лукашина, нашего режиссёра созрела идея провести конкурс «Играй, гармонь» в нашем клубе среди деревенских гармонистов.
22 января 1988 года конкурс состоялся. Успех мероприятия был ошеломляющим. Выступали 12 гармонистов. Звучали известные деревенские наигрыши: частухи, плясовые, «Улошная», иногда «Барыня». А что дальше? Решили встречаться в клубе, учиться друг у друга.
– Гармонист может какое-нибудь коленце вставить, и рисунок игры меняется, становится привлекательнее, – добавляет Сергей Исаков.
Постоянными участниками клуба гармонистов стали Николай Вивчерук, Александр Меньшиков, Юрий Хмелёв, Геннадий Голубев, Александр Майер и баба Шура – Александра Кутепова.
– Баба Шура играла на ложках и подносе, который принесла из совхозной столовой, – вспоминает Геннадий Зыков. – Потом, когда у нас уже был ансамбль, бабу Шуру любя называли «наш Ринго Старр». Ринго Стар был барабанщиком в ансамбле «Битлз».
Почему «Митрофановна»?
Вопрос адресован руководителю ансамбля Геннадию Ивановичу Зыкову.
– Совхоз у нас назывался «Митрофановский». Нужно было обозначить принадлежность. Мы же народный коллектив. Гармонь – она. Балалайка – она. Так родилось это своеобразное название – «Митрофановна». Когда мы стали лауреатами областного конкурса, имя стало узнаваемым. Когда вернулись из Москвы с «Русской зимы» – «Митрофановна» стала популярной.
Народный коллектив
Я знал, что первый состав ансамбля целиком состоял из рабочих совхоза «Митрофановский». Единственным человеком с профессиональным музыкальным образованием в коллективе был его руководитель – Геннадий Зыков. Остальные участники музыку слышали. Каждый день они выходили на работу, кто в гараж, кто на трактор, кто на ферму. А вечером собирались в клубе, чтобы учить партии для своих инструментов, чтобы петь.
Двадцатилетие ансамбля "Митрофановна". С коллективом Владимир Котов и Александр Глинкин.
Володя Плеханов работал на К-700. Огромные колёса трактора разбортовывал и забортовывал сам. Невероятно тяжелая работа.
Коля Вивчерук был необыкновенной памяти человек. В пятидесятых годах во время службы в армии услышал песни «Никто тебя не любит так, как я», «Звук монотонный колёс», принёс их в ансамбль и спел. Теперь песню «Никто тебя не любит так, как я» почти по всему миру поют так, как пел Николай Вивчерук.
Валентину Гуряшину Геннадий Зыков и Сергей Лукашин услышали на дне рождения. В четыре часа утра перед утренней дойкой худрук «Митрофановны» уже уговаривал оператора машинного доения Валю зайти в клуб на репетицию. Первую песню «Цыганка» отрепетировали и показали зрителям. Успех был необыкновенный.
Александр Меньшиков был шофёром и знал толк в автомобилях. За свою жизнь пришлось ему собрать и разобрать несколько грузовиков.
Чуть позже пришла в ансамбль Любовь Барбышева.
Пришёл Геннадий Карачинцев. Геннадий Петрович был профессиональным танцором в «Уральской Скоморошине», по выходу на пенсию перебрался жить в Кременкуль и стал участником ансамбля «Митрофановна».
В жизни артиста всегда есть место для случая
Несколько весёлых историй, ставших в «Митрофановне» легендарными связаны с Александром Меньшиковым. Александр был самым молодым и любил что-нибудь отчебучить. Рассказывают с клятвой, что это правда, как после одного из зимних концертов съезжали с горки на контрабасе. Потом Александр чинил и склеивал инструмент. Сейчас трудно объяснить, как у деревенского мастера это получалось. Александр, как и весь первый состав «Митрофановны», не знал нот. Геннадий Зыков в своих воспоминаниях пишет, что приходилось заниматься с участниками ансамбля, рассказывать о гармонии, применять какие-то специфические термины. Однажды один из музыкальных светил Челябинска в дружеской беседе поинтересовался: «Как ты играешь на своём контрабасе?» – «Треугольником» – не задумываясь, ответил Александр. Профессор подсказал: «Медиатором?» – чем ввел исполнителя в некоторый ступор.– «Каким медиатором? Мажор там, минор… Как учили».
Были случаи в Москве, когда «Митрофановна» чуть было не сломала весь сценарий праздничного шествия, приведя на свою площадку сотни зрителей. Был случай, когда режиссёр мероприятия за голову брался и предрекал своё увольнение, потому что уральские ребята со столичной сцены такие куплеты про перестройку пели, какие уже разрешали в сельских клубах, но ещё не позволяли на телевидении. Геннадий Иванович Зыков рассказывает, что 19 августа 1991 года они весело и с гармонью отмечали юбилей Петровича и понятия не имели, что происходило в стране и почему весь день по телевизору гоняли классическую музыку. Наверное, поэтому песня «А что ты девятнадцатого делал?» получилась искренней и любимой народом. Миллионы человек по всей стране не могли взять в толк, что же происходит в Москве? Какой путч у нас, когда это удел империалистов?
Беспощадное время и новый состав
Время, действительно, беспощадно. Многих героев первой «Митрофановны» нет в живых. Многие уже в преклонном возрасте и приходят в Дом культуры услышать старые песни в новом исполнении. «Митрофановна», начав свою жизнь с народных песен, очень скоро накопила свой репертуар. Стихи к песням написаны несколькими уральскими поэтами. Десятки текстов создал для коллектива Виталий Селенских, а музыку написал Геннадий Зыков.
На нашей встрече кроме Геннадия Ивановича присутствовали Сергей Исаков, Андрей Ульянов и Николай Антистов – музыканты нового состава.
– Очень много песен, к которым мы ещё не подступались, хотя есть желание попробовать новое исполнение, новое звучание, – говорит Сергей Исаков.
Сергей Исаков профессиональный музыкант, баянист, заслуженный артист республики Казахстан, музыкальный руководитель современной «Митрофановны».
– От акустического варианта мы перешли к студийному. Это наше развитие, – говорит Сергей Николаевич. – Новое время, новые запросы, новое звучание. Но живая музыка и особый стиль. «Митрофановна» его нашла и не изменила. Так уж получается, что всё приклеившееся, прилепившееся к ансамблю начинает звучать как «Митрофановна». Позовём сюда Дениса Мацуева, уверен, он послушает, и что-то наиграет именно в этом стиле. У нас сейчас звучат гармонь, баян, контрабас, гитара, клавишные, но они звучат стильно.
– Я сейчас не выдержу и скажу это слово, – вступает в разговор Андрей Ульянов.
Заинтриговали! Я не знал, на что и подумать. Вертелось: «Выдадут какое-нибудь определение со словом «Фолк». Ошибся.
Андрей Ульянов не стал долго мучать, рассказал, что во время одного из выступлений в городе Озёрске стилю выступлений «Митрофановны» физики-ядерщики дали определение: деревенский шансон.
Технологии
Сегодня народный, заслуженный коллектив «Митрофановна» шагает в ногу с техническим прогрессом. Артисты выразили благодарность главе поселения Александру Глинкину, уделяющему работе ансамбля внимание, потом рассказали, что сделали за последние годы.
Во-первых, у каждого есть свои обязанности. Серей Исаков является музыкальным руководителем. Кроме этого Сергей Исаков и Геннадий Зыков ведут программу «В гостях у Митрофановны» на телевидении. Передача стала продолжением задуманной когда-то Виталием Вольфовичем программы «Искры камина». Андрей Ульянов – администратор. Николай Антистов занимается реализацией творческой продукции. Артём Райхерт – звуко-видеооператор, занимается записью, монтажом аудио и видеопродукции. Взаимопомощь в коллективе безоговорочная.
Большой проект
Августовский фестиваль «В гостях у Митрофановны» становится брендом Сосновского района.
Сначала идея возникла у участников ансабля. Родилась в поезде. Её рассказали Владимиру Котову, бывшему тогда главой Сосновского района. Поддержал. Замысел стал воплощаться.За воплощение артисты благодарны начальнику отдела культуры Татьяне Маркиной. Когда закрутился маховик организации первого фестиваля, у "Митрофановны" нашлось много сторонников и помощников, о которых они до сих пор вспоминают с благодарностью.
Выступления на одной городской площадке, все остальные в посёлках Сосновского района. Гости приезжают на встречи со всей России. В 2018 году на одном из концертов побывал министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Выразил желание показывать концерты приглашённых на фестиваль музыкантов и в других районах. Но пока дальнейших действий не последовало. Организация фестиваля – это финансирование. В юбилейном году «Митрофановна» готовится проводить очередной фестиваль у себя на родине. Сейчас выступает с юбилейными концертными программами. 26 января прошёл концерт в стенах родного Дома культуры. 27 в Челябинске. Говорят, что песню "Никто тебя не любит так, как я" вместе с коллективом спел земляк,председатель Законодательного Собрания Челябинской области Владимир Мякуш. Ближайшие концерты в Челябинске, потом гастроли в Тихвин, Санкт-Петербург, Вологду, Великий Устюг, Москву.
У «Митрофановны» очень большие планы. Её любят, принимают, слушают. История ансамбля продолжается.