По просьбам жителей Сосновского района Челябинской области мы вновь возвращаемся к вопросу: «Можно ли собирать валежник в лесу?».
Года полтора назад, когда закон о валежнике только обсуждали в Госдуме, в «Сосновскую ниву» позвонила читательница. Она требовала расставить все точки над i, так как не хотела влипнуть в ситуацию, когда ее обвинят в краже леса.
– А собирать сухие ветки обязательно надо! – убежденно заявила молодая женщина. – Почему леса горят? Потому что все мы боимся вывозить валежник, вдруг оштрафуют. Где логика?
И вот с 1 января закон действует. Сейчас самое противоречивое время – как говорят юристы, нарабатывается правоприменительная практика.
На просеках для ЛЭП за остатки от рубки леса отвечают федеральные ведомства
Ограничения, кстати, есть по всей России. В Алтайском крае наказывают тех, кто невинный сбор валежника путает с лесозаготовками и делает это доходным бизнесом. Есть регионы, где длина толстых и тонких веток должна быть не более 1,5 метров, остальное – нарушение.
Кое-где инспекторы будут проверять, не пользовался ли сборщик-любитель пилой (неужели руками ломать ветки?)
В Курганской области депутаты предложили доплачивать тем, кто всерьез займется сбором валежника!
И везде подчеркивается – собирать можно круглогодично, вне зависимости от времени года.
Раздаются неодобрительные голоса, что закон нежизнеспособный. Мол, нынешние деревенские настолько обленились, что не будут рыскать по чащобам ради каких-то веток. Бензин плюс работа, плюс укусы клещей… не проще ли выписать колотые дрова? Прямо на усадьбу привезут. И что топить этим хворостом-валежником? В печку толкать несподручно.
– В России надо обязательно к каждому закону принимать противовес для исполнения закона. К данному закону требуется статья о праве граждан привлекать чиновников и егерей за захламленность леса и за угрозу пожара. Тогда они сами будут бегать и просить население собирать валежник! – делится мнением в сети один из пользователей.
Время идет, специалисты леса разъясняют новый закон с телеэкрана и в газетах. Только в Сосновском районе на «неправильно понявших закон» с 1 января составлено уже два протокола. Значит, кому-то собирать валежник не лень?
Прошлым летом мы специально делали фотоснимки в перелесках по дороге на Екатеринбург. Захламленность просто в глаза бросается. Да надо благодарить тех дачников, которые вывезут кучи пересушенных стволиков и оставят за собой чистую зеленую траву.
– Как бы не наломать дров, – отметил председатель Заксобрания Владимир Мякуш, когда депутаты принимали региональный закон о валежнике. Постараемся заранее обозначить подводные камни и рифы, которые могут подстерегать весной наших читателей.
Просьба уточнять заранее
Разъясняет руководитель Шершневского лесничества Юрий Золотухин:
– Вопросов по новому закону сейчас поступает достаточно много. Активную разъяснительную работу мы начали с января. В конце месяца вопрос по валежнику подробно изучило по нашему лесничеству Общественное Российское Телевидение. Много звонков от сельских жителей. Некоторые уверены – ну, теперь нет никаких ограничений и можно все. Давайте разберемся по существу.
Как известно, с 1 января 2019 года можно собирать валежник для собственных нужд. Депутаты Законодательного Собрания приняли соответствующий региональный закон. В зависимости от территориальных природных условий и лесных ресурсов в каждой области России закон имеет свои отличия. (Например, где-то вводятся штрафы за использование бензопил, за трелевку к местам погрузки).
В Челябинской области Законодательное Собрание еще в 2007 году приняло очень демократичный закон «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». Более 10 лет он всех вполне устраивал – каждый сельчанин мог взять в лесу на отведенном участке до 10 кубов древесины по приемлемой цене в удобное для него время.
Теперь можно вывозить валежник бесплатно. Но, к сожалению, сразу начались нарушения нового закона. Например, в Кременкульском лесничестве житель увидел надломленное, но не упавшее дерево, и стал спиливать его от корня. Возле Долгодеревенского пострадала макушка березы (но дерево-то стоит) – тоже начали пилить. Установлены административные правонарушения.
Валежник – это часть дерева, лежащая на земле. Это та часть, которая сломалась, упала, отсоединилась, свалилась. В обоих приведенных случаях надломленные части составляли одно целое с основанием, с корнем дерева. Такие деревья должны реализовываться в соответствии с региональным законом.
Если бурелом не оторвался от корня, – это не валежник
– Юрий Валентинович, не запутаются наши земляки?.. В сети рассказали о случае в Бурятии, когда сборщик валежника уже в 2019 году чуть не попал под уголовную статью.
– Чем чаще мы будем разъяснять новый закон, тем лучше. Может ведь быть и такая ситуация. Вместо валежника ретивый «заготовитель» спилил 3-4 таких поломанных, но не упавших ствола, нанес лесу ущерб на сумму более 5000 рублей, а это уже уголовное дело. Эту норму никто не отменял. То, что в Челябинской области разрешено использовать бензопилы при сборе валежника, многим даст иллюзию вседозволенности.
Или еще пример. Скажем, налетел ураган. Крупное старое дерево вырвало с корнем целиком. Согласитесь, такое большое дерево тоже не валежник.
Обращаю внимание читателей на те делянки, где идет плановая заготовка древесины или расчистка линий электропередач. На этих участках леса работы ведут федеральные ведомства. Здесь сбор спиленных деревьев может быть расценен как хищение федеральной собственности.
На территории Шершневского лесничества расположены ценные лесные массивы, где сбор валежника также запрещен. Это Харлушевский заказник, Ужевский бор, Каштакский бор и городской бор.
И еще одно важное ограничение. Сбор валежника со временем уменьшит число возгораний в лесах, это плюс.
Но вести заготовку во время пожароопасного периода категорически запрещено. Это и понятно. Обычно в это время въезд в леса запрещают почти все муниципалитеты.
– Юрий Валентинович, вы дали неплохую оценку закону Челябинской области 2007 года. В чем его плюсы?
– Региональный 204-й закон помогает очистить лес. Рубки ведутся в первую очередь деревьев сухостойных, деревьев, сломанных тяжестью снега и так далее. С другой стороны, население негазифицированных деревень получает недорогие дрова. В год по Шершневскому лесничеству заключается более 2000 договоров. Около 17000 кубометров леса поступает к сельчанам. В наших деревнях до сих пор говорят – «это губернаторские дрова». Так людям запомнилось, потому что губернатора (Петра Сумина) в то время область избирала впервые в своей истории.
– Среди наших читателей немало информированных людей, которые могут принести реальную пользу лесу. Вывезут пожароопасный валежник, запасутся бесплатным топливом для домашних нужд. Скоро весна. Главные особенности нового закона вы назвали. Но куда надо обращаться за информацией, если сомневаешься?
– Основные сведения будут размещаться на информационных щитах в каждом лесничестве. Нелишне будет зайти на сайт Главного управления лесами Челябинской области. Там даны все сведения по 22 лесничествам, нажмите «Сосновский район». Сейчас у всех есть доступная мобильная связь. Наши контактные телефоны 8 (351) 261-81-05 и 8 (351) 261-65-90. Обращайтесь, консультируйтесь. Берегите лес!
_____________________________________________
При использовании материала активная ссылка (гиперссылка) на сайт «Сосновской нивы» обязательна.