Сосновский краевед рассказал о кавалеристах 1812 года и их потомках, живущих на территории Сосновского района Челябинской области.
…Стояла теплая пора, и мы с мальчишками играли на улице. В подростковом возрасте всегда лестно разговаривать со старшими, если они относятся к вам как к равным. На этот раз разговор завязался с соседом Айсыуаком Хисматуллиным. Он интересно рассказывал о прошлом нашей деревни.
В ходе разговора сосед вынес из дома и позволил нам внимательно рассмотреть редкостную старинную медаль. Смысл надписи на медали был такой: «За взятие Парижа. 19 марта 1814 год».
Было это в 1964 году в деревне Туктубаево. Эх, не умеем мы, сельские жители, ценить такие реликвии. В 1995 году я хотел узнать о судьбе медали, и жена односельчанина с грустью сказала – нет той награды, потеряна. А ведь место памятной медали было в областном краеведческом музее.
Позднее, когда мне довелось составлять по архивным записям родословную рода Хисматуллиных, я смог точно установить владельца медали. Это предок Хисматуллиных и Муратовых Ишбулат Кушаев, 1790 года рождения. Он воевал в составе 4 башкирского полка, набранного из молодых удальцов еще в апреле 1812 года, за два месяца до начала наполеоновского нашествия. В то время существовала кантонная система управления, кантон был основной военно-территориальной единицей. Так вот, кавалерийский полк Ишбулата Кушаева состоял из жителей 4-5-6 кантонов и одним из первых вошел в Париж в марте 1814 года.
В наше время на территориях бывших кантонов расположены села Аргаяшского, Сосновского, Кусинского, Чебаркульского районов Челябинской области и Учалинский район Башкортостана.
У Ишбулата Кушаева в 1831 году родился сын Шагимрат, а у сына позднее – мальчик Хисматулла (1858 год). На исходе девятнадцатого века у Хисматуллы народилось очень много детей. Тринадцать сыновей и дочерей! И поныне его потомки живут в нашей округе во множестве. Это Хисматуллины, Муратовы, Мухамедьяровы, Халиловы.
В песне «Любизар» есть как бы предупреждение возможным недругам России о необходимости извлечь уроки прошлого:
Враг Россию взять не смог,
Получил он здесь урок:
Русский и башкир прижали –
Побежал, не чуя ног.
Многие молодые мужчины пятого башкирского кантона вошли в 16 и 17 кавалерийские полки. Из пятого кантона на войну с Наполеоном отправилось более 1300 воинов. Подсчеты показывают – это каждый шестой. Очень много для того времени. (А ведь еще 1000 воинов-башкир охраняли Оренбургскую линию).
Какими были эти воины? От кавалериста требовалось хорошо владеть пикой, саблей и очень метко стрелять из лука. О джигитовке и говорить не приходится. Примечательно, что башкирский боевой лук в ближнем бою был более эффективным оружием, чем ружья того времени. Пока француз заряжал свое шомпольное ружье, лучник мог прицельно выпустить 5-6 стрел. Стрелы на расстоянии 50 метров пронзали и противника, и его коня.
В кавалерийских полках наряду с луками были на вооружении карабины и пистолеты. Я читал, что первый башкирский полк в «битве народов» под Лейпцигом (1813 год) расстрелял 2000 ружейных и 1270 пистолетных патронов.
Вместе с казаками гарцевали по улицам Парижа и башкирские конники. Как писал поэт Н.К. Батюшков, в те дни:
Кипел бульвар в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда на нем летал с нагайкою казак
Иль северный амур с колчаном и стрелами.
По штату полком командовал штаб- или обер-офицер регулярной армии, а из башкир в полку состояли: командир, его помощник, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 10 пятидесятников, 500 рядовых, квартирмейстер, мулла, писарь – всего 530 человек.
На войну с Наполеоном башкиры и мишари (субэтнос татар Поволжья и Приуралья) сформировали и отправили 28 кавалерийских полков, пожертвовали для армии 4139 лошадей и большую сумму денег.
Вернувшись домой после европейского похода, после всех тяжких испытаний, солдаты долго проходили своеобразный период реабилитации. Бои, ранения, орудийный грохот, долгие конные переходы, холод ночных «биваков» отняли физические силы, изменили психологию. Я заметил по результатам переписей населения, прошедших после 1812 года, что участники войны поздно заводили семьи и детей. Некоторые были бездетны.
Но к Ишбулату Кушаеву, о котором мы вам рассказали, это не относится. Его род преумножился и процветает доныне.
В 1814 году башкиры, встретившись в Германии со знаменитым поэтом и ученым Гёте, старались оставить о себе самое лучшее впечатление. Начальник башкирского отряда, увидев личный богатый музей Гёте, подарил ему свое боевое оружие – лук и стрелу.