История о мальчике, напавшем с молотком на одноклассников 16 сентября, легла в основу встречи педагогов.
Не все участники встречи знали, что у напавшего появился «последователь» – спустя неделю после нападения в Челябинске в Иркутской области еще один подросток с молотком накинулся на соучеников. В результате снова пострадали трое детей. О том, как можно предотвратить подобные случаи шла речь 24 сентября за круглым столом «Противодействие проявлениям экстремизма и терроризма, как следствия девиантного поведения».
«Что чувствует мальчик, которого силой накрасили в школе?» – С таким вопросом спикер Татьяна Воробьева, сотрудник научно-исследовательского центра мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде обратилась к учителям. Вопрос вызвал бурные обсуждения. По одной из версий, именно буллинг стал предысторией страшного события. Татьяна Воробьева рассказала, как реагировали в школе, где произошло нападение, на случаи издевательств. Спикер отметила, что в научно-исследовательском центре разработали рекомендации о том, что должны делать образовательные организации в случае вооруженного нападения.
Зашла речь и о профилактике. В последнее время остро стоит проблема экстремизма и от этого не застрахован никто, особенно молодежь. Это могут быть дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации и которые готовы к проявлению девиантного поведения. Многие дети на интуитивном уровне понимают, что жертвой буллинга могут стать и они. Поэтому где-то могут промолчать и не рассказать взрослым. Татьяна Воробьева подсказала, что в НИЦ разработали серию роликов, которые помогут педагогам проработать сложные ситуации.
Вопросы в видеороликах поднимаются разные. Ведь в жизнь наших детей-подростков активно врываются взрослые проблемы и нужно рассказывать о них молодому поколению. Например, как нужно распознавать вербовщиков. Или как действовать ребенку, если друг впал в депрессию.
После одного из роликов поговорили о том, что делать подросткам в случае шантажа интимными фото. Нередки случаи, когда девочки во время общения с новыми знакомыми, в том числе якобы тоже девочками, отправляют свои фотографии. А потом жалеют о содеянном, когда шантажист начинает требовать деньги и не только. Были случаи, когда все заканчивалось трагично. К слову, в ходе обсуждения видео Татьяна Воробьева подчеркнула: шантажировать могут и мальчиков. И они тоже должны знать, как выходить из этой ситуации.
Очень актуальным педагогам показался ролик о друге, которого обижают в школе. Он занят разными химическими экспериментами и ненавидит одноклассников. Так, не называя прямо, можно сразу показать подобный негатив детям. А после просмотра видео обсудить с ними правильные пути решения проблемы.
Вошли в число роликов и такие наболевшие темы, как обучение в школе детей мигрантов. Заместитель начальника управления образования Сосновского района Татьяна Бетехтина отметила, что число таких детей кратно выросло за последние несколько лет. В видео учителям показали, что дети общении с приехавшими издалека, к примеру, должны учитывать тему одежды. А с другой стороны, нужно не допустить появления в школах националистических проявлений.
Каждый видеоролик специалисты научно-исследовательского центра предложили разобрать с детьми во время классного часа. Спикер отметила, что обсуждать какое-то видео можно и целый урок, в зависимости от остроты темы.
Также педагогов пригласили на научно-практический форум инновационных профилактических программ «РеКонструкция», где специалисты в области профилактики социально-негативных явлений в детско-подростковой и молодежной среде могут повысить свою квалификацию.
Автор: Людмила Труханова
Фото: Андрей Мизеров