Не было феи-крестной
В архиве управления образования Александр Сергеевич изучил приказы военных лет по школам района. Он много часов в волнении не мог оторваться от старых документов. Все мы слышали или читали, что дети и подростки заменили тех, кто ушел на фронт. А эти приказы, поступавшие в школы, четко расписывали нормы выработки для разных возрастов, количество детей в трудовых отрядах и звеньях, обязанности учителей-руководителей бригад.
Что делали школьники? – Пропалывали колхозные поля и пришкольные участки. Помогали колхозникам выращивать и убирать урожай зерна, картошки и овощей. Собирали и сдавали на приемные пункты металлолом, а на колхозные склады – березовую золу в качестве удобрения. Старшие школьники заготавливали топливо. Осенью и зимой дети подвозили, пилили, рубили и укладывали дрова в поленницы на школьных дворах. Средние классы помогали в ремонте школьных зданий. Из тех же документов известно, что в 1942 году большинство школ было принято к 15 августа.
Кому делать эту тяжелую работу за школьников и учителей? Некому!.. Не было для них ни феи-крестной, ни доброго джинна. И тепло в классы по щучьему велению никак не пришло бы! Поэтому по законам военного времени деревенские ребятишки из седьмых и восьмых классов обязаны были выработать 100 трудодней за год. Девятые и десятые классы работали еще больше, количество трудодней за год у них доходило до 150.
«Норму рабочего дня учащихся старших классов установить 6-8 часов, – говорилось в одном из приказов 1942 года. – Для учащихся начальных классов норму установить 4 часа в день».
В мае 1943 года в «Учительской газете» напечатали обращение пионеров Спасского района Рязанской области об участии деревенских школ в сельхозработах. По их опыту в сосновских трудовых отрядах каждую неделю стали подводить итоги соревнования. О лучших учителях и ребятах постоянно писали в газете «Заветы Ленина».
«И далеко отсюда мой дом…»
Тем временем с запада в Челябинск без перерыва следовали санитарные поезда с тяжелоранеными бойцами. В школах, общежитиях, клубах, на курортах и даже в зданиях мастерских один за другим открывались эвакогоспитали. В годы войны в городе и области действовали 93 эвакогоспиталя и лазарета. А санитарных поездов только в 1941-43 годах пришло 483 состава. И каждый привез не меньше 500 измученных ранами и болью командиров и рядовых.
Врачи и медсестры вернули к жизни более 223 тысяч израненных солдат. Многие выздоравливающие бойцы вернулись в свои части. А кто-то после ампутации руки или ноги был комиссован. Многие солдаты-инвалиды в годы войны нашли себе работу на Урале, в том числе в совхозах, колхозах и организациях Сосновского района.
Население Челябинска из-за эвакуированных, раненых и беженцев сразу возросло до 400 тысяч человек. Перестало хватать продуктов. Лекарства и перевязочные средства превратились в острейший, жизненно важный, трагический дефицит. Предприятия, которые их производили, были выстроены на западе страны. Теперь они попали под бомбежки или находились на территории, оккупированной фашистами.
Поэтому в наших пригородных деревнях неожиданно самым уважаемым занятием стал сбор дикорастущего сырья. За лето Сосновский район должен был поставить в Челябинск около 300 тонн лесных и полевых ягод, грибов, зеленной продукции (ОГАЧО, приложение к постановлению обкома партии и облисполкома, план по Сосновскому району на 1944 год). А сбор лекарственных трав вели большей частью не рабкопы, не сельпо и не колхозники. Лекарственные травы собирали самые маленькие ученики. С первого по четвертый класс!
Чай из шиповника для бойца
Насколько же целебные травы, собранные по всем правилам, были важны для госпиталей? – Да важнее и не было ничего. Пожелтевшие приказы по отделу образования это подтверждают на все сто процентов. Вот пример. Дети, получившие задания на сбор лекарственных трав, должны быть освобождены от сельскохозяйственных работ. Учителя проводили для своих воспитанников подробный инструктаж, помогали научиться различать травы и плоды лесных кустарников. Листовки и брошюры по лекарственным травам выпускало главное аптечное управление Наркомздрава СССР.
После двух недель работы эти малыши становились подготовленными, проворными кадрами. (У кого хватало характера, конечно).
– Когда я вижу нормы выработки для детей из начальной школы, очень сложно уложить все это в сознании, – говорит Александр Злаказов. – Ребятишкам всего по 7, 8, 9 лет. С другой стороны, нормально, что дети стремятся спасти раненых героев. Хотят помочь медикам поставить на ноги бойцов. В Есаульской школе, по документам 1942 года, в начальных классах учились 208 человек. В летние каникулы десятки сборщиков шли через речку в Ужевский бор за лекарственными травами. Чтобы выполнить дневную норму, им наверняка приходилось захватывать территорию, на которой стоят в наше время поселки Рощино и Светлый. Вряд ли дети весь день работали одни. Скорее всего, с ними шли учителя или кто-то из других взрослых жителей. Еще и преступность ведь выросла в военные годы. Были для сборщиков и другие опасности. Не помню, чтобы коренные есаульцы говорили про волков в этих местах. Но вот лоси, а также дикие кабаны с целыми выводками молодняка тогда водились в изобилии.
Такие же маленькие спасатели собирали лекарственные травы в Смолинской, Шигаевской, Урефтинской, Прохоровской, Бухаринской и других неполных средних и начальных школах. Многие школы дальних деревень давно уж не числятся в районной системе образования. А в годы войны крохотные школы, собиравшие дикорастущее сырье, исчислялись десятками. Да и лесов, рощ и лугов в Сосновском районе достаточно.
Сборщик ошибается один раз
Я читала, что в осажденном Ленинграде военные обратились к биологам с просьбой рекомендовать растения от куриной слепоты. Из-за нехватки витаминов куриной слепотой могли заболеть зенитчики и разведчики, порой не видевшие в сумерках в двух шагах от себя. Оставшиеся в живых сотрудники биологического музея посоветовали использовать в пищу щавель, крапиву, одуванчики и борщевик в виде салатов и супов.
По всей стране читались лекции, как не спутать целебные растения с ядовитыми. Люди лекарственных растений не знали и очень боялись ошибиться. Подробная статья академика Г. Г. Боссе на эту тему в январском выпуске журнала «Наука и жизнь» за 1942 год переписывалась от руки. В медицинскую практику во время войны было введено около 50 растений, забытых научной медициной, но активно используемых народной. С 1941 по 1945 год населением было собрано 5996 тонн растений «зеленой аптеки».
Препараты из календулы, зверобойное масло, бальзам из пихты, фитонциды из лука и чеснока использовались в качестве антисептиков. В 1941 году в госпиталях впервые стали применять настойку из лимонника китайского. Она хорошо восстанавливала силы раненых и остроту зрения у летчиков.
В Сибири специально для Красной Армии были построены экстрактно-варочные заводы. Те же школьники доставляли на переработку лесные ягоды. Принимались красная смородина, ежевика, боярка, калина, облепиха, крыжовник, морошка, слива, клюква, брусника, ранетки, черемша соленая, лук полевой, полевой чеснок. Для обогащения рациона выздоравливающих особенно ценился шиповник. В госпиталях делали хвойно-хлебный квас, салаты из дикоросов.
Военные хирурги в месяцы дефицита перевязочных средств заново открыли для себя торфяной мох. Он впитывает в 6 раз больше жидкости, чем вата и при этом оказывает антибактериальное и ранозаживляющее действие.
Заветные травы открой ненароком
Сердечные препараты фронтовые медики при необходимости заменяли жидким спиртовым экстрактом плодов боярышника. Он облегчал боль, восстанавливал сон бойцам.
От головной боли спасала пижма, обладающая спазмолитическим действием. Сборщики сдавали в аптеки также цветки ромашки, череду, полынь, крапиву, пустырник, подорожник, рябину, чагу.
А как много полезного можно получить от обычной зеленой березки. Сок, возвращающий силы, – это еще не все. Из березовых почек фармацевты делали порошок и смешивали его потом с салом. Затем производили мазь для лечения медленно заживающих ран и гнойников. Эта мазь также применялась для профилактики обморожений.
В 1947 году группа ученых, восстановивших народные рецепты для лечения раненых, получила за свой труд Государственную премию. Восьмилетние ребятишки, чей военный трудодень составлял 4 часа, в 1945 году получили синее мирное небо – одно на всех. И, может быть, они получили возвращение своих отцов – с Победой.
Автор: Ирина Русакова
Фото из архива редакции