Лен любит поклон
В основе своей в деревне (казачьем поселке) Ключевке было три фамилии. Это Новиковы, Казанцевы и Спицыны. За селом большие поля были разбиты на индивидуальные наделы, на которых возделывались зерновые и лён.
Лён сеяли в конце мая, «когда кукушка закукует», а окончание льняной страды приходилось на конец октября. «Кто в лён одет – доживет до ста лет», говорили в деревне. По древним традициям самую лучшую и красивую льняную ткань стелили для новобрачных, чтобы никакая хворь к ним не привязывалась.
Во многих других причелябинских деревнях технология возделывания льна в начале ХХ века по разным причинам была почти утрачена. Недаром говорили, что лён любит поклон. Чтобы сделать качественное льняное полотно, ключевцам приходилось много трудиться и использовать навыки (а то и секреты!), полученные в наследство от дедОв. Тем временем их соседи после Гражданской просто довольствовались дешевыми ситчиками.
Этот факт сохранился в воспоминаниях старожилов. Скажем, летом к родичам приезжали в гости городские ребята. Девочкам-гостьям льняные рубашки ключевских ребят уже казались необычными. «В мешках ходят», – обидно подсмеивались приезжие «модницы-сковородницы». Много десятилетий минуло. А память о ключевских льняных полях и прочных рубашках, спасавших в июле от зноя, передалась потом детям и внукам.
Поселки и станица
Дети с малых лет помогали по хозяйству. Например, пасли большие табуны гусей. Известно, если гуси или домашний скот уйдут в чужие хлеба, – жди потравы. Дети знали, что отвечать придется родителям. Поэтому росли заботливыми, работящими, ответственными. Вот картинка из воспоминаний Планковой (Казанцевой) Полины Ивановны:
– Утром еще спать бы да спать… Но все уж на ногах, все при деле. Мама часто будила нас со словами: «Девки, вставайте! Гуси-то уж далеко!». А это значит, гусей надо догнать, отогнать на хороший травяной выпас, лишь бы подальше от пашни, от всходов.
Казачьи поселки Баландино, Казанцево, Ключевка и другие находились близко от станицы-столицы Долгой. Поселковым казакам не трудно было доехать верхами в соседнюю деревню – хоть по делу, хоть в гости к родне. Крепкие дома, усадьбы, табунки коней и стада коров были практически у каждой семьи.
А в станице с большим хозяйством не развернешься. Разве что купить землю на заимке, нанимать работников на горячее время сева и уборки. Поэтому в народе жители поселков считались гораздо трудолюбивее и зажиточнее станичных. Иной раз крепкие поселковые хозяева даже подшучивали над долговскими, называли «лентяями».
В пору страды в Ключевке большие семьи сами урабатывались, как батраки. Помогали родне, соседям. Спин не разгибали – прибирали свой урожай с восхода до заката. Ну, а закончили с работами в поле, подготовились к зиме, – можно праздновать. Веселье всегда было общим. Вдоль реки Зюзелги жители сколачивали длинные общие столы, приносили скамейки, посуду. Хозяйки пекли пироги, мужчины сами делали хмельное и гуляли потом всем селом.
Взобраться на колокольню
По большим праздникам народ устремлялся в церковь. Красивая церковь находилась в Долгодеревенской станице. Но и в Ключевке была своя часовня. Она стояла на месте санпропускника молочно-товарной фермы. По большим праздникам народ ходил в церковь, а в выходные молились в часовне. Кладбище также было общим, хотя и делилось территориально.
Родом из Ключевки был и станичный атаман Казанцев Степан Павлович. Его дом находился в тополях у родника. Но в дальнейшем Степан Казанцев жил возле церкви в Долгой.
Белокаменная, огражденная кованым чугунным забором, церковь собирала вокруг себя множество народа. Младшим ребятам позволяли забираться на колокольню и ударять в колокол. Старшие девочки под присмотром взрослых протирали и начищали золой медные оклады икон.
При церкви, недалеко от нее, жили глубоко верующие уважаемые женщины. Их называли настоятельницами или монашками. Казачки несли им на заказы одежду и рушники для вышивки. Необычная тонкая вышивка и шитье «монашек» очень ценились. Лучшие вещи для приданого родители невесты заказывали у этих искусных мастериц.
«Бабы, горим!»
Гражданская война не обошла стороной Ключевку. Деревня несколько раз переходила из рук в руки. Красные и белые требовали с жителей хлеб и провизию. Бабушка Авдотья Кузьмовна Казанцева не успевала печь хлеб. Отряды белочехов обстреливали Ключевку из артиллерийских орудий. Один снаряд угодил в дом семьи Казанцевых. Загорелись ворота, а от них изба. Бабушка Авдотья закричала:
– Бабы, горим!!
А Планкова Полина Ивановна (в тот момент девочка пяти лет) потом вспоминала:
– Я стояла и плакала. Причитала в слезах и повторяла: «горят наши окошечки, горя-я-ят наши око-о-ошечки!»
Такие красивые резные ставни были у дома! Ребенку врезались в память на всю жизнь.
Дом и постройки сгорели дотла. Семья перешла жить в «малуху». Другие женщины и дети в те дни укрывались в часовне.
Смерть брата
Вскоре белая армия начала отступление к Сибири. Собрался в Сибирь и казачий атаман с сыном Александром. Вместе с ними были юные племянники – Степан (Степан Иванович Казанцев) и Иван. Батюшка Долгодеревенской церкви дал Казанцевым с собою часть церковных ценностей.
Где-то под Новосибирском тяжело заболел молодой Иван Казанцев. Брату Степану пришлось остаться с ним. Иван уже не поднялся, умер. После смерти брата Степан решил вернуться в родное село. Через несколько лет, в 1924 году, Степан создал свою семью. А атаман Степан Павлович с сыном Александром, по семейным преданиям, ушли в Харбин.
Двадцатые годы для Ключевки были стабильными. Рождались дети, засевались поля. Полина Ивановна Планкова вспоминала, как мама (Анна Петровна Казанцева, в девичестве Новикова) утром радостно сообщала ребятишкам:
– Сегодня будут блины! Отец на мельницу поехал.
Мельница в то время работала в Есаулке.
Тридцатые годы стали трагическими для Ключевки – как и для всего местного казачества и для сельских храмов. Раскулачивание сопровождалось арестами и выселением целых семей. Степан Иванович Казанцев вспоминал, как будучи дежурным по сельсовету, увозил высланных. Однажды ему пришлось на дровнях увозить сначала в Долгую, а затем в Челябинск двух арестованных родственников по фамилии Спицыны. Со слезами на глазах Степан отдал им свой паек из-за пазухи и с болью в душе попрощался.
Разные судьбы
Из многочисленных мужчин рода Казанцевых в деревне остался только Иван Павлович. С ним жена Анна Петровна и дети. Отец Анны Петровны – Новиков Петр Осипович – также подлежал выселению. Но ввиду очень пожилого возраста он уезжать не стал, а оставил имущество советской власти и перешел жить к дочери Анне.
При случае тесть укорял зятя Ивана за то, что он принял эту власть и стал на нее работать. А Иван добросовестно работал во вновь созданном колхозе имени Молотова бригадиром.
В те годы новая власть старалась уничтожить все, что было связано с кулаками. Начали разбор домов, принадлежавших казакам. Часть строений вывозили и собирали в Долгой. Там собрали амбары у реки, вниз от здания церкви. Перевезли и здание, которое коренные долговчане помнят как пункт проката – это перекресток улиц Свердловской и 50 лет ВЛКСМ. Сейчас там мини-рынок.
По воспоминаниям жительницы Ключевки Анны Ивановны Новиковой, часть разобранных в Ключевке бревен сжигали в печах кирпичного завода в Долгой, словно «исчадие дьявола».
Временем тяжелых испытаний и арестов стал 1937 год. По свидетельствам очевидцев, во двор районной милиции свозили столько арестованных, что в воздухе стоял густой пар от дыхания людей. Не обошла беда и Казанцевых. Ночью 18 ноября 1937 года был арестован брат атамана Иван Павлович Казанцев, с обвинениями во вредительстве. Через месяц, 25 декабря, по приговору суда на 54-м году жизни он был расстрелян.
По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года бригадир Иван Павлович Казанцев был реабилитирован прокуратурой Челябинской области.
Жизнь не стоит на месте
У Анны Петровны остались на руках две несовершеннолетние девочки – Надя (Надежда Ивановна Новикова) и Валя (Валентина Ивановна Потапова). Сын Ивана Павловича, Степан Иванович, рассказывал, что каждый вечер с ужасом ждал стука в дверь. Но Степана пощадила советская власть, как нужного колхозу тракториста. С началом Великой Отечественной войны Степану Ивановичу была дана бронь от военкомата для работы в тракторной бригаде.
Супруга Анна Григорьевна пекла в колхозной пекарне хлеб для нужд всего колхоза и растила шестерых детей.
После войны в Ключевку приехало много новых людей, появились новые фамилии, новые дома. Это была уже новая история старинного казачьего поселка.
Автор: Алексей Планков
Об авторе:
Алексей Валерьевич Планков – один из потомков рода Казанцевых. Первую краеведческую работу написал в 2007 году по заданию тогдашнего директора районного музея Альбины Андреевны Ванюковой. Сейчас работает начальником бройлерного цеха и председателем профкома «Рависа». Продолжает изучение истории своего рода, села Долгодеревенского и поселков.
Главное фото: Четыре сестры Казанцевы – Полина Ивановна Планкова, Татьяна Ивановна Трутенко, Надежда Ивановна Новикова и Валентина Ивановна Потапова
Фото из семейного архива
Ранее в номинации «Мой поселок, моя улица»
Люди и судьбы: жительница Томинского рассказывает об односельчанах