19 марта в Челябинске открылся X международный кинофестиваль молодых режиссёров «Золотые аплодисменты». В кинотеатре имени А.С.Пушкина прошёл первый конкурсный показ кинолент.
На фоне последних событий, произошедших вечером 19 марта в Челябинской области, фильм молодого режиссёра Романа Баранова «Страх», показанного на открытии X международного кинофестиваля «Золотые аплодисменты, оказался сверхактуальным. Открытая концовка фильма, что же будет с чиновниками, сумевшими умыкнуть не то, что надо, и в жизни остаётся открытой.
Но обо всём по порядку.
Ожидание гостей
18 часов 19 марта. Кинотеатр имени А.С.Пушкина. Под классическую музыку в центре фойе, под куполом и люстрой появляются киноперсонажи первых времён синематографа. Известная теперь каждому школьнику маска Чаплина. Кажется, с ней сфотографировались больше половины гостей кинофестиваля. Экстравагантный режиссёр с помощником-прохиндеем, зазывали в соавторы.
Гуляющие курсистки, не выпускающие из рук книг, при случае дарили соблазнительные улыбки пронырливым репортёрам. Ах какой изысканный легкий кивок, завораживающая полуулыбка и медленно опускающиеся ресницы! Загадочно, (в стиле мистических фильмов шестидесятых-восьмидесятых), выглядела, если я правильно расслышал, женщина без возраста и неопределённо свободная миссис Уоллес…
Фойе кинотеатра в какой-то миг стало напоминать большую залу большого дома, в котором вот-вот начнётся долгожданный праздник. Осталось встретить самых главных гостей. А пока… Пока я самый пожилой и немного одинокий гость. Зато вокруг… Вокруг пульсирует жизнь. Вокруг присутствует радость встречи.
Теймур Халиков, бывший конкурсант фестиваля, здоровается с молодыми ребятами. Теймуру уже есть о чём рассказать. Со временем большая компания молодых людей распадётся на группы. Но разговоры только о кино.
Волной улыбок сопровождается появление под сводами залы Тамаза Гачечиладзе. Рядом Ирина Власова и Елена Бородина. Именно этим дамам мы обязаны сегодняшней встречей. Ирина и Елена находятся в самой гуще организационного процесса.
Елена Бородина восторженным шёпотом сообщает Тамазу: «Рада видеть. Рада, что мы существуем. Не смотря ни на что, фестиваль продолжает жить. И сегодня мы его открываем. Костяк команды остаётся старый. Но посмотри, сколько приходит новых людей».
Через какое-то время Тамаз Гачечиладзе молодому конкурсанту: «Когда отсматриваешь заявки, приятно видеть своих». Ещё через полчаса, выступая на сцене и приветствуя участников открывшегося кинофеста, Тамаз Гачечиладзе повторит фразу прошлого года: «Я сказал, что уровень фестиваля растёт. Я вижу, что происходит на экране. Вижу, на каком уровне делаются фильмы, представленные в конкурсной программе. И нас, жюри, это радует. Надеюсь, в этом году мы увидим замечательные фильмы». Естественно, пришлось сразу же отвечать на вопрос: «Если все будут лучшие, как оценивать будете?».
За годы кинофестиваля было подано 4500 заявок, более трехсот фильмов демонстрировалось на экране. Четыре года уже существует номинация «Люблю Урал», в которой выступают молодые режиссёры Уральского Федерального округа и, конечно же, участники специального образовательного проекта «Твори кино».
В 2019 году на юбилейном фестивале будет вручено 11 премий в одиннадцати номинациях, будет представлено 23 конкурсных ленты.
Приветствовали участников кинофорума начальник управления по культурной политике Министерства культуры Челябинской области Елена Злобина и заместитель руководителя аппарата движения «За возрождение Урала» Максим Пашнин. Максим Викторович зачитал приветственный адрес председателя организации «За возрождение Урала» Бориса Дубровского.
Теперь о кино
19 марта гости фестиваля и зрители познакомились с фильмом Яны Алекперовой, молодого кинорежиссёра из Челябинска. Яна рассказала, как пять лет назад случайно оказалась на кинофестивале. Через полгода поступила в академию культуры. На четвёртом курсе сделала первую дипломную киноработу, пригласив на съемки школьниц и студентов. Фильм «Бабочки летают зимой», для дебютной работы, сделан очень хорошо. Идея и тема фильма – тонкая нить любви, превращающей девочку-ребёнка в девушку. Режиссёру единичным штрихов удалось выделить главную героиню из окружения сверстниц: она в душе художник. И фотокамера в её руках – инструмент, преображающий жизнь, и в то же время, делающий её проблемной. Дочь Анна отметила сочность кадра в фильме Яны Алекперовой.
Максим Куликов представил анимационный фильм «Тише». Анна Крицкая – мультфильм «Дубак». Созданы произведения в кинокомпании «Снега».
Мультфильм «Тише», щемящая душу история-воспоминание. Я полагаю, что передать идею, заложенную в фильме «Тише», средствами мультипликации гораздо сложнее, чем средствами обычного кино. Но режиссёр, сценарист, аниматоры справились с поставленной задачей блестяще. Я бы сказал, в данном фильме режиссёру удалось примирить прошлое и будущее, конечность и бесконечность жизни. Символичными стали последние кадры, когда на голову оставшейся на земле вдовы опустился сверху фантик от конфеты. Конфеты, оставленной дедушке для небесного чаепития. И переход камеры на девочку, уже завороженной звёздным небом.
В анимационном фильме «Дубак» была поставлена другая задача – компиляции сказок, привнесения в них новых или иначе трактуемых героев. Мне показалось, что режиссёр Анна Крицкая в анимационный фильм положила детские фантазии. Эти фантазии у некоторых детей не знают границ. Дети, используя уже приобретённый опыт, развивают придуманную жизнь во всех, неизвестных для взрослых, направлениях. Меня поразили лиса, крадущая овцу, несоразмерный медведь, утопление в продуби и цепочка из вмерзших в глыбы льда мультяшных героев, – всё на своих местах. И даже отсылка к сказке «Теремок», как философское заключение: «Давайте жить дружно!».
Фильм «Страх» Романа Баранова обозначен как сатирическая кинокомедия. Для тех, кто был в курсе вчерашних утренних политических событий в Челябинской области, фильм показался злободневным и чуть ли не пророческим. Когда пошли заключительные кадры с проспектом Ленина, снятого с высоты птичьего полёта, в зале созрел вопрос о восприятии данной картины теми, о ком рассказано? Романа Баранова похвалили за открытый финал и даже назвали главную идею фильма: ревизор без ревизора. Что ж, это, наверное, только подтвердило вечность тематики, о плутоватости периферийных чиновников и внутреннем страхе остаться без теплого места.
Самым неоднозначным оказался фильм Руслана Юлтаева «Внеклассный урок». Хронометраж картины – 45 минут позволял съёмочной группе развить несколько линий сюжета. Но главную тему создатели фильма выделили и высветили, провели жирной красной чертой. Для учащихся десятых-одиннадцатых классов, студентов, педагогов этот фильм был бы замечательным иллюстративным материалом к теме патриотизма, к теме, какая у нас молодёжь и где искать корни абсурдности современного мира.
Фильм заставил переживать зал до слёз, настолько тема оказалась близкой молодым гражданам нашего государства. Конечно, режиссёр заслужил огромную благодарность за картину. Режиссёры Башкортостана и в этом, и в прошлом году, привезли на фестиваль очень значимые картины.
Я для себя отметил некоторый символизм, внесённый в кадр в середине фильма. Родник. Засорившийся родник. И отношение современного взрослого человека к засорившемуся роднику – больше делать нечего, и так времени нет! А родник, природа, родина, народ, родственники из одного корня. И финал фильма, я полагаю, связан именно с кадрами о роднике. Может быть, даже режиссёр и сценарист не предполагали таких параллелей, но я, как зритель, это увидел.
К сожалению, не удалось избежать и помарок. Мне показался затянутым эпизод разговора дедушки и внучки над семейным альбомом, и сцена в классе, когда Азалия, та самая героиня и предвестница всего художественного конфликта, не выдержала естественности. Игра стала заметна. А одна фраза, так вообще стала фальшивой нотой. Не могу точно сказать, но мне показалось, что школьные учителя в фильме – настоящие школьные учителя, перед камерой лишившиеся натуральности.
А вот мальчишки, ставшие главными героями картины, исполнили свои роли, на мой взгляд, безупречно. Отдельное спасибо сценаристу Дамиру Юсупову, вложившему в уста главного героя слова о притворности многих «высоких слов». (Говорят о Победе, цветочки дарят, а главного не знают). И вновь замечательное режиссёрское решение. Короткий миг с бегущими в белых одеждах детьми, и память о погибших солдатах. Память «Бессмертного полка» в умершей башкирской деревне как-то связана с теми, не родившимися шестьсот шестнадцатью мальчиками и девочками.
Вот таким мне запомнился первый день кинофестиваля «Золотые аплодисменты».