20 марта прошёл второй день X международного кинофестиваля «Золотые аплодисменты».
О маленькой зелёной жабе, теоретических выкладках и новых впечатлениях
Завидую тем ребятам, кого на фестиваль пригласи в качестве участников или жюри – проснувшись, они живут в совершенно иной обстановке. Вокруг социум недовольно булькает, политические кастрюли бренчат крышками, прорывается сиюминутное электоральное недовольство то из-за неубранного снега, то из-за бродячих собак или просто из-за плохого настроения.
А ты в Челябинске и на фестивале… И город в это время совершенно иной. Симпатичный, открытый и добрый. Очень впечатляет центр. Кировка уже хороша, хотя на неё ещё не вышли художники, музыканты, поэты. Питерцы! Наши города почти ровесники. И если вы появляетесь с гитарой на Невском или на Дворцовой, наши артисты-урбанисты выходят на улицу с очень богатой историей – Кировку, почему-то называя её Челябинским Арбатом. Поэтому и москвичи вчера от души сказали: "Нам нравится!" Кроме экскурсий и прогулок по городу участники фестиваля побывают на мастер-классах, между собой пообщаются. А это такая энергетика! После фестивальных дней какое-то время чувствуешь себя как батарейка энерджайзер. Хочется вернуться домой и коренным образом вокруг себя и своих друзей, близких и знакомых изменить мир.
Сидит моя маленькая зелёная жаба на своей кочке и очень-очень переживает, что я никаким боком под киношный фестиваль не подхожу. Хотя,можно записаться в штатные критики.
Теоретические выкладки начинающего эксперта
Возвращаясь вчера с очередного конкурсного просмотра в диалоге зрелости и молодости выяснилось: в прошлом веке, оказывается, нужно было как-то определить, что автор хотел сказать своим произведением. Может, с информированностью публики было что-то не так? И на автора возлагали такой груз ответственности: снял кино – так будь добр ответить за ту мысль, которую фильм несёт. Поэтому, например, картины Алексея Германа или Андрея Тарковского смотрели и на полочку откладывали. Это теоретическая выкладка зрелой зрительской особи.
Сейчас важно снять кино и представить на суд зрителя. А уж каждый зритель в силу своего интеллекта, воспитанности, испорченности, среды обитания должен сделать выводы – какой посыл для него лично имеется в данном шедевре. (Слово "шедевр" в значении цеховой культуры раннего средневековья – единично изготовленный мастером товар). И доля истины во мнении молодой зрительской особи есть. Потому что мне самому, обращаясь к коротким критическим разборам, приходится прибегать к данному способу обоснования, почему фильм поразил, затронул, развеселил или оставил равнодушным. То есть я, как зритель, самостоятельно хочу разобраться, а искусство ли это?
Разборки
Короткометражка "Трудности перехода". Режиссёр-постановщик Алёна Корчагина.
Литературная основа, новелла Владимира Царенко "Сбитые сапсаном". Сюжет прост. В магазин, расположенный на другой стороне железной дороги, по которой стремительно проносится "Сапсан", не может сходить ни один пьющий житель полустанка. Всех потом приходится поминать. О чём же, всё-таки эта притча? То, что это кинопритча, мы узнали у создателей. В процессе, выясняем, что может подумать зритель. А зритель может подумать, что продолжению жизни человека на земле мешает всё: безответственность – герой только что из тюрьмы, а у него все спрашивают, когда назад; водка – что получится от спившегося мужика; технический прогресс – оказывается, "Сапсан" жители деревень прозвали "белой смертью", и невозможность выйти замуж там, где всех мужиков приходится поминать. Получается чёрная комедия удалась.
Драма "Злой мальчик" режиссёра Дарьи Коледовой должен стоять особняком, потому что совершенно не похож на фильм о современных подростках и современных детях.
Я бы назвал способ передачи идеи как игру в игре. Даша, отвечая на вопросы зрителей, пояснила, что дети в фильме, как бы играют во взрослую жизнь. Девочке хочется быть соблазнительной дамой, мальчик на уровне лермонтовского Печорина и младший брат, как катализатор человеческой порядочности. Плюс к игре во взрослость добавлена игра в светскость. Вчера этого слова в моём лексиконе не нашлось, сказал "интеллигентность", но сегодня, хорошо подумав, определил – дети пытаются воспроизвести светские отношения. И они придуманы старшими детьми, так как в голове младшего детективы, призраки и маньяки. Но вот ответить на вопрос, что же соединяет игру в игре с сегодняшним миром, я не смог.
Понравился эксперимент Ульяны Ремезовой и Глеба Звонарёва, созданного в рамках проекта "Твори кино". Внутри короткометражки тоже игра. Фантазии о прошлом в музейных атрибутах. Называйте, как хотите: попаданцы, временная петля, реинкарнация.
Очень сильный по эмоциональному воздействию фильм "Дима", режиссёра Светланы Ибатуллиной. Реальная драма реального ребёнка с онкологическим заболеванием, написавшего письмо Богу о разных возрастах своей жизни от 12 до 90 лет, пролетевших в последние три дня пребывания в больнице…
И в заключении зритель получил эмоциональную разгрузку в комедии "Ленин день" режиссёра Сергея Дьячковского. Профессиональный актёрских состав, замечательное воплощение, и какая-то недостающая часть. Смех особенно заразителен тогда, когда в показанном зритель видит себя. То есть, актуально: "Над кем смеётесь?" Мы, зрители смеялись, были такие моменты, но,по-моему, смех этот был ассоциативный. А может быть, "Ленин день" – это всё-таки больше пародия?
Заключение
Пока, лично для меня, на высшей конкурсной ступени, несмотря на некоторые помарки, остаётся фильм "Внеклассный урок" Руслана Юлтаева.