Ирина Викторовна рассказала о том, что видела своими глазами, совершив более двадцати пяти поездок в зону конфликта с гуманитарными миссиями. Вокруг Ирины Смирновой собрался круг неравнодушных жителей Челябинской области, создавших после частичной мобилизации фронтовую агитбригаду «Бей врага».
Оказалось, что Ирина Викторовна жителям Саккулово старшего поколения знакома. Когда-то она работала в селе, поэтому разговор сразу пошел в доверительном ключе.
– Мы работаем с большим количеством волонтерских групп, центров, организаций. К нам приезжают люди из Башкирии, Курганской, Свердловской, Тюменской областей. Из всех городков Южного Урала и из большинства сел и деревень. У нашей группы нет «крутых» и богатых спонсоров. Все, что мы грузим в двадцатитонную фуру, собрано простыми людьми, как вы, – сказала Ирина Викторовна.
Многие саккуловские и султаевские женщины это знают. Знаю это и я. Так случилось, что через несколько рукопожатий просьба от сообщества солдатских матерей Южного Урала дошла до редакции газеты «Сосновская нива». Жители Сосновского района за две недели собрали более шестидесяти тысяч рублей на армейские аптечки.
В огромной фуре весь сбор был уложен в три большие коробки. После этого можно представить, сколько сил, энергии, человеческого обаяния нужно, чтобы под потолок забить фургон в двадцать тонн. Как убедительно нужно рассказывать сотням людей, прекрасно живущих в условиях глубокого тыла, о нуждах фронта, чтобы при очередном гумконвое везти в зону СВО стройматериалы, тюки утеплителя, тысячи метров маскировочных сетей, автомобили, пилорамы, генераторы, медикаменты, посылки с домашними соленьями-вареньями, приветы от мам, жен, детей.

– Нашей волонтерской команде, как и сотням других волонтеров, небезразлична судьба простых ребят, бьющихся сегодня с оголтелым врагом. Тысячи наших сограждан не верят, во что пропаганда смогла превратить людей по ту сторону линии фронта. Я вам расскажу историю. В Луганске есть место, где содержатся военнопленные. И я, будучи в очередной поездке за ленточку, попала в эту тюрьму. Прошу руководство учреждения пустить меня к военнопленным: «Пустите, я с ними встречусь. Поговорю. Это же наши люди, наши братья, – говорю начальнику колонии с полной уверенностью в том, что за решеткой не враги. – Они же все наши! Они поймут, что заблуждаются». Ничуть не кривлю душой, я была уверена, что сейчас украинские солдаты увидят меня, послушают и у них наступит просветление. И только пробыв в учреждении какое-то время, побыв с персоналом около военнопленных, я почувствовала себя наивной девочкой с бантиками, до сих пор верящей в доброту и взаимопонимание.
Мы сотрудничаем с данным учреждением. Ребята просили разные вещи. Как-то даже просили привезти специальные мешки, в которые упаковывают трупы. А не так давно девочки пишут: «Привезите нам учебники по истории России. Будем заставлять наших подопечных читать книжки вслух по истории, чтобы знали, почему Киев – мать городов русских, и как Россия вышла на берега Черного моря. А то ведь взрослые люди, а верят, что его выкопали древние укры», – делится своими историями Ирина Смирнова.
В зале тишина.
Да, наши женщины, у многих из которых кто-то сегодня на фронте, ходят, как на работу, в клуб плести маскировочные сети, заливать окопные свечи, шить подушки для госпиталей, вязать пихтовые веники. Они собираются каждый день. Они знают, что за ленточкой идет война. Но многие смутно представляют себе, на каких идеологических разногласиях мы сошлись в кровавом бою.
Кто-то спрашивает о команде, с которой Ирина Смирнова ездит на передовую.

– Многие говорили, что помогать надо технически, материально. Но у нас первоначально не было таких больших возможностей, как сейчас. Но было понимание: не хлебом единым. И по аналогии с Великой Отечественной войной мы собрали агитбригаду. Антон Масленников выступает с баяном. У него московское высшее образование, он преподает в Магнитогорском колледже. Сергей Кафидов – ветеран-пограничник, из Магнитогорска. Артем Денисов, как говорят, человек с руками. Татьяна Клеветова, заместитель директора гимназии №80 города Челябинска, девушка с гитарой. У нас у всех есть позывные. И на фронте ребята эти позывные знают. Меня многие не знают ни по фамилии, ни по имени. Но позывной «Мать», как спецпропуск. Я привожу к ребятам православную икону. А с недавнего времени мне вручили и атрибуты мусульманской религии. Теперь мы и православные, и правоверные. В окопах, когда наши ребята – русские, башкиры, татары, чеченцы, буряты, православные, правоверные, буддисты, индуисты, – все ходят на волосок от смерти, никаких споров о вере или национальности нет. Мы не слышали и не видели. Когда собираемся в блиндажах, землянках, на базах подальше от передовой, поем одни песни, едим из одного котелка, – пространно отвечает на вопрос обычная женщина, занимавшаяся до СВО педагогическими вопросами.
Женщинам интересно, в каких условиях живут бойцы? Нет ли отчаяния? Хорошо ли питаются? Почему все-таки приходится собирать помощь?
– У ребят на фронте я не видела уныния. Нас встречают с улыбками, шутками.
Жалоб на питание не слышала. Наши ребята рассказывали, что уже в первые месяцы под Кременной очень часто делились хлебом с местными. Местным детям, встречающим солдат, отдавали тушенку, сгущенку, концентраты. Мы сейчас стараемся ребятам привезти то, чего в армейском рационе мало. Что-то вкусное. Когда это есть, мы не замечаем, а вот когда нет, хочется. Что они будут делать с пилорамами, инструментами, я не знаю. Оставят, наверное, потом тем, кто будет дальше жить в той местности. Конечно, очень много просто превращается в ничто. Отчаяния у бойцов нет.
Один из штурмовиков мне сказал: «Мы не боимся. И вы не бойтесь! Победа будет за нами!» Они как раз должны были выходить на позиции. И мы провожали ребят знаменитой «Катюшей». Один паренек, невысокий ростиком, щупленький, обвешанный оружием, никак не мог устоять на месте. Уж так он отплясывал перед тем, как окажется один на один с врагом. Очень хочу в следующий выезд увидеть его живым, – продолжает свой рассказ Ирина Смирнова.

Женщины интересуются, доходит ли помощь до бойцов? Нужны ли им самодельные масксети, подушки, простыни, пихтовые веники?
Ирина Викторовна подробно рассказывает о банях, устраиваемых бойцами. И с какой радостью они забирают пихтовые веники. Рассказывает о прифронтовых госпиталях, в которых во время активных фаз порою не хватает и перевязочных материалов, и больничной одежды для раненых. Она вспоминает, с какой радостью бойцы в блиндаже распаковывают домашние соленья. Рассказывает, что посылка от мамы для бойцов – святое. Порою даже за небольшой коробкой свободные от работы и выходов ребята могут примчатся на бронетранспортере в назначенную точку, где мы должны были передать посылку бойцу. Сети, сплетенные вручную, отличаются от машинной вязки, которую научились определять по узору. Поэтому то, что каждая волонтерская группа плетет на свой манер, очень востребовано. Еще руководитель агитбригады рассказала, как в тылу привлекает студентов колледжей к выполнению нелегкой работы по той же заготовке пихты. Как созванивается с мужчинами, кто в свободное от работы время на свои средства восстанавливает УАЗы или «Нивы» с пробегом. Покупает запасные части и отправляет их на фронт. И еще она делится впечатлениями о всех людях, с кем ей приходится встречаться:
– Я обязательно на встречах рассказываю о тех, с кем виделась недавно. Вам вот о челябинцах и магнитогорцах рассказала. Поеду в Красноармейский район, расскажу о вас. Буду в Башкирии, расскажу и о Сосновском, и о Красноармейском районах.
Завершая встречу, Ирина Викторовна попросила показать документальный ролик, сделанный Татьяной Клеветовой о том, где бывает фронтовая агитбригада «Бей врага». Погрузка и отправка очередного конвоя состоялась 10 февраля.
Главное фото: Волонтеры Саккулово с рукововдителем комитета солдатских матерей Урала Ириной Смирновой
Автор: Владимир Бреднев
Фото автора и Татьяны Клеветовой