Весна 2019 года снова обнажила проблему дорог Сосновского района. Если не считать дорог федерального и областного значения, пролегающих через наш район, относительно изношенных, но пригодных для передвижения, то асфальтовые магистрали сельских поселений выглядят «совсем убитыми».
Проблемы с разваливающимися внутрипоселковыми дорогами озвучивают читатели из всех населённых пунктов Сосновского района. Изношена дорога на подъезде к посёлку Солнечный. Плохие дороги при въезде в посёлки Вознесенка и Полевой, нуждается в ремонте дорога на выезд к Западному обходу города Челябинска, одна из дорог Кременкуля, совершенно изношена и представляет опасность дорога от Ключевки до Есаулки. Улицы в посёлке Есаульском, покрытые не так давно асфальтом, нуждаются в ремонте. В Долгодеревенском десятки улиц в ямах, а строительная организация совершенно уничтожила улицу Больничную и тротуары на ней, построенные на деньги местного бюджета.
Въезд в Большое Баландино похож на прифронтовую дорогу. Во многих сёлах вообще не знают, что такое твёрдое покрытие, и живут, как говорил прежний губернатор, в кирзовых сапогах.
Весной улицы многих благоустроенных посёлков превращаются в непроходимые разливы озёр, что также ведёт к порче полотна и резкому недовольству граждан.
Почему же всё не так комфортно, как обещается с 2014 года.
С какими парадоксами мы имеем дело, нам попытался объяснить Андрей Исаков, имеющий диплом инженера дорожного строительства, сотрудничавший с ЧДТПИ.
– Если коротко рассказывать о том, почему рассыпаются наши дороги и почему земля асфальт не приемлет, нужно начать с того, что при проектировании дорог и улиц посёлков не проводится геологическая разведка. Поэтому часть наших улиц проседает и уходит в колейность и провалы. Пример, дорога на выезде из Долгодеревенского от кольца на Вахрушево, или дороги на Теченский.
Второе: отсутствует топографическая съемка. Поэтому лужи и целые реки через дорожное полотно. Примеры, дорога на въезд в Большое Баландино, в Долгодеревенском улицы 50 лет ВЛКСМ у «Ники» – озеро на асфальте или улица 1 Мая в сторону посёлка Геологов, два или три переката весной и в дожди.
При строительстве нужно снимать верхний грунт, укладывать песок, щебень, выравнивать подушку и накатывать минимум три слоя асфальтового покрытия, высотой от 5 до 9 сантиметров. Я думаю, нормальный человек должен предполагать, что по деревенской улице, являющейся транспортной артерией, будут кататься не только дети на самокатах, но могут пройти и панелевозы и сорокатонные грузовики. Но строительство деревенских улиц идёт по плану придомовых территорий. Насыпали на землю слой щебня, потом накатали пять сантиметров асфальта.
Ещё один нюанс, строительство дороги, даже в селе, имеет такую особенность: её центр должен быть возвышен, относительно обочин. Тогда талые и дождевые воды скатываются с полотна. Если полотно упирается в бордюр или поребрик, на нём делаются ливнёвки. В наших сёлах, даже в Долгодеревенском, ни одной ливневой решётки я не видел.
И последнее. Мизерное финансирование. Один километр дороги, построенной с соблюдением всех названных параметров, самой низшей категории обходится где-то в пределах двенадцати-пятнадцати миллионов рублей. В бюджетах сельских поселений таких денег на все нужды не бывает. Нет их в районном бюджете. Поэтому главы, получая денежки на пятьсот метров добротного дорожного полотна, которое по ТУ простоит без ремонта всего 10 лет, размазывают «кашу» по блюду, и строят три километра. Таким образом выполняя план по благоустройству. Логического объяснения, почему не делают так, как предписывает технология, нет.
Вопрос о плохих дорогах в сёлах подняли активисты молодежных движений на районном молодёжном форуме «Импульс», где присутствовал глава Сосновского района Евгений Ваганов. Евгений Григорьевич подробно рассказал, какие финансовые возможности и какие полномочия имеет самоуправление Сосновского района в строительстве транспортной системы.
– Бюджет на дороги мы не отдаем и не прячем. В статье бюджета Сосновского района остаются только акцизные сборы. Это 24 миллиона рублей на весь Сосновский район. Понятно, что отремонтировать все дороги или построить новые не получается. Полученные деньги распределяем по поселениям для того, чтобы зимой чистили дороги и улицы, по возможности могли залатать небольшие ямки. На строительство дорог финансирование поступает из областного бюджета. Мы как органы муниципального самоуправления делаем проекты, пишем заявки в администрацию губернатора. Там наши запросы рассматриваются и по важности и значимости объектов выделяются финансовые средства. Это не значит, что мы сидим и ожидаем помощи от области.
Все поселения консолидируют бюджет. Мы ремонтируем дороги на 180 миллионов рублей в год. Если взять сельские районы Челябинской области, никто, кроме нашего района, таких средств на дороги не выделяет. Но наш район и развивается интенсивнее многих. Взять, например «Звездный», там уже жило более трех тысяч человек, а дороги вообще никакой не было. А нужно было подвозить детей в школу, согласовывать маршруты, заботиться о безопасности. Эти вопросы лежат на плечах муниципального самоуправления. Понятно, что администрацией губернатора на данный населённый пункт было обращено внимание. Это был значимый объект. Были выделены средства и была построена дорога.
Если бы всем хватало, дали бы всем и всё бы сделали. Не хватает. И нам, как власти, иногда приходится принимать непопулярные решения. За меньшие деньги делать пользу большему количеству людей. Поэтому в посёлок с трехсотлетней историей, где проживает всего триста человек, финансирования на асфальтирование дорог и улиц долго не поступит, а на новые посёлки с большой концентрацией населения деньги будут выделены. Вы, как молодые и активные граждане, должны понимать, израсходованные бюджетные деньги должны иметь большую эффективность.
На какие финансовые средства, отпущенные на ремонты и строительство дорог, можем рассчитывать в 2019 году. Называется цифра в 824 миллиарда рублей на федеральные трассы. В Челябинской области на 2019 год запланировано нужды дорожного хозяйства профинансировать более чем на 14 миллиардов рублей. Непосредственно на строительство, ремонт и содержание областных дорог общего пользования должно быть израсходовано 12 миллиардов 108 миллионов рублей.
На все муниципалитеты на капремонт, содержание дорог местного значения выделено 300 миллионов рублей.
Жители Сосновского района могут в 2019 году рассчитывать на новые дороги от Шершней до посёлка Западного, от Шершней до посёлка Северного, от границы города Челябинска до деревни Харлуши. Возможно, где-то поселения изыщут собственные средства на ремонт и грейдирование своих поселковых дорог и улиц.