В поселок Сагаусты Сосновского района в прошлом году провели газ. Не так давно МРСК Урала поставили современную трансформаторную подстанцию.
Какими разными могут быть суждения жителей одного и того же посёлка о жизни в нём.
«Как жить в таком посёлке, где на улицах грязь, столбы шатаются, а газ на разрешают подключать?» – некто из посёлка Сагаусты в социальных сетях
«Мы построили дом в замечательном месте. 10 километров от Челябинска. Рядом турбазы на озере Лазурное. Выезд на трассу Долгодеревенское – Вахрушево. Днём тихо, дети могут свободно играть на свежем воздухе, на машинах никто не гоняет, тёмных личностей нет», – жительница посёлка Сагаусты.
Итак. Лет тридцать назад деревенька, лежавшая на дороге в аэропорт и находившаяся за железнодорожным переездом, чуть ли не за границей от центральной усадьбы совхоза ЧМС «Солнечный», готовилась исчезнуть совсем. Точно по схеме других малых деревень в ближайшей округе. Исчезновение, как не странно, прекратил кризис девяностых. Перестали строить жилье на центральной усадьбе, у селян появились финансовые проблемы – в город не убежишь. Так и остались существовать две улицы, упиравшиеся в насыпь асфальтовой дороги до тех пор, пока переезд не ликвидировали.
В начале двухтысячных на деревушку без слёз глядеть было невозможно. Всё социальное ушло, даже магазин то открывался, то закрывался – всё зависело от смелости какого-нибудь предпринимателя, способного возить местным хлеб, «инвайт» и «роял». Электросети приходили в негодность. А кому они принадлежали – не знал никто. Колодцы засорялись. Остался один на всю деревню. Дороги к посёлку почти не было. Грунтовый грейдер, от основной трассы до технологического моста через реку Миасс на границе с другим районом, разбивался самосвалами вдрызг. Вот тогда можно было спрашивать: «Как жить в таком посёлке?» Но как-то жили. У Солнечного сельского поселения никогда не было профицитных миллионных бюджетов. До десятка миллионов и сейчас, наверное, не наскребается. Но совместно с местным самоуправлением районная администрация помогает решать многие проблемы. Не одним махом, не сразу, но помогает. И это видно, когда ты приезжаешь в Сагаусты нечасто.
Есть асфальтовый подъезд. Разбили! Не весь и не до конца. Не научились мы еще строить асфальтовые дороги по технологиям и расчётам. Но научимся. Всё равно, дорога до посёлка Сагаусты более проезжая, чем была. Несколько лет администрация Солнечного сельского поселения добивалась строительства газопровода. На словах было легко: хоть завтра стройте. На деле ушло несколько лет. Одних согласований с Министерством путей сообщения не один десяток. Глава поселения Александр Быков тщательно и терпеливо выполнял все предъявляемые требования.
Весной этого года я видел, как эксплуатирующая организация на газопроводе ставит предупредительные аншлаги. Признак того, что газопровод действует. По улицам трубы разведены, у домов красуются стояки. Местные жители говорят, что многие собираются заводить газ в дома с весны по осень, чтобы не в холода.
«Цены на окончательную газификацию дома приличные. Труба, счётчик, котел, плита, все работы. Наверное около сотни насчитается, но те, кто газифицировался, говорят, что финансовые затраты того стоят. Как только газ появляется в доме, житье во много раз становится комфортнее», – говорит один из коренных жителей Сагаустов.
Две жительницы посёлка в магазине рассказали, что энергетики поставили новую подстанцию. Сразу исчезли проблемы с нехваткой электроэнергии. У многих отопление в домах было электрическое, и старое оборудование то ломалось, то напряжения полностью не выдавало. Вода из скважин. Сами набурили. Тут уж ничего не поделаешь, со времён основания деревни центрального водовода в ней не было.
По улицам ездить и ходить проблематично. Лужи. Это справедливо. Так весна. Наступит лето, высохнет. Главное, в посёлке много новостроек. Деревня ожила и начала развиваться. Чем больше будет здесь жить людей, тем быстрее у нас будут появляться блага цивилизации.
Женщины, как всегда, оказываются оптимистичнее мужчин. Особенно те, кому довелось пережить в деревне девяностые.
Но на фоне того, что было, изменения в лучшую сторону есть.