Избавляясь от старых вещей, люди часто не задумываются об их истории. Однако бытовые предметы, которыми пользовались наши предки, хранят в себе особую атмосферу ушедшей эпохи и память о человеческих судьбах.
Цену семейным реликвиям, которые порой можно обнаружить буквально под ногами, знает краевед Любовь Колесникова. Чтобы донести до жителей Долгодеревенского наследие прошлого, она решила создать небольшой домашний музей, который будет располагаться в помещении рядом с ее домом. Многие экспонаты для будущего музея уже собраны.

Здесь и круглый стол 1950-х годов, и чемоданы, с которыми путешествовали наши бабушки и дедушки, и красивый шкаф с расписными дверцами. Некоторые из этих вещей попали в заботливые руки Любови Григорьевны из семьи мужа, другие были выброшены прежними хозяевами, а некоторые найдены ею в собственном доме. Историями, связанными с этими предметами, краевед поделилась с корреспондентом «Сосновской нивы».

Привет от Подкорытовых
Старая деревянная часть дома, где сейчас живет Любовь Колесникова, была построена еще в конце XIX века. А проживала там дружная и состоятельная семья Подкорытовых. Они жили большим хозяйством: имели 25 соток земли, амбарные постройки, навесы для лошадей, сараи для коров и домашней птицы. Два сына хозяев учились в казачьей школе, а затем участвовали в империалистической войне. В 1920-е годы для них настали тяжелые времена: главу семейства лишили прав на собственность. Он поделил дом на две части между сыновьями и ушел в Челябинск на заработки, хотя был уже в преклонном возрасте. Дальше их история теряется.
– Это были образованные и очень интересные люди, – рассказывает Любовь Григорьевна. – Иногда я нахожу вещи, принадлежавшие Подкорытовым.

Она показывает старинный угольный утюг, у которого даже сохранилась заслонка, и обрывок письма, которое написал родным один из сыновей, когда служил в царской армии: «Здравствуйте, дорогие мои, дяденька Александр Миронович, тетенька Федосья Гавриловна, и Коля, и Дуня, с любовью низкий поклон. В настоящее время нахожусь жив и здоров, чего и вам желаю…» Мы с Любовью Григорьевной пытаемся разобрать дореформенную орфографию и замысловатый почерк письма 1914 года. Оно словно кусочек мозаики из далекого прошлого: приковывает внимание своими тайнами, но не желает их раскрывать.

– Еще я находила иконку на чердаке, – продолжает нынешняя хозяйка дома. – А спускаясь в погреб за солениями, я всякий раз вспоминаю прежних хозяев и благодарю их за то, что мы спустя более 100 лет все еще пользуемся тем, что было построено ими.
Гильзы на огороде
– Во времена Гражданской войны здесь шли бои, – рассказывает Любовь Григорьевна. Для наглядности она открывает томик Марка Гроссмана, подробно описавшего те грозные исторические события: – «От белых к красным. От красных к белых до двенадцати раз переходила Долгодеревенская, Есаульская, Першино, Чурилово, Медиак, – читаем мы подчеркнутые карандашом строки. – Когда опустошались подсумки, полки кидались врукопашную и сотни людей умирали на поле боя».

Отголоски тех битв порой неожиданно дают о себе знать и в наше время.
– История здесь на каждом шагу. В этом году я нашла на огороде гильзу, – Любовь Григорьевна показывает заржавевшую часть патрона от трехлинейной винтовки. Кажется, что внутри лежит сложенный в несколько раз крошечный кусочек бумаги. Может быть, нам удастся найти сведения о погибшим бойце? Затаив дыхание, пытаемся достать записку при помощи острой палочки… Но то, что было бумагой, рассыпается в пыль. – Не повезло… – вздыхаем мы.

Конечно, многое потеряно навсегда, но все же небезразличные люди продолжают работать, искать, по крупицам восстанавливать судьбы. В этой связи музей, который хочет создать Любовь Григорьевна, может стать не только познавательным и интересным местом, но и дополнительной точкой притяжения для всех, кто не считает свою историю пустым звуком.
Автор: Мария Андреевских
фото автора






