Когда стало известно о возможности поехать на реконструкцию трассы М-5 в Ашинском районе – там юнармейцам из Кременкуля доведется управлять большегрузной техникой в режиме беспилотника – стало понятно, что от таких предложений не отказываются. Посетить такую масштабную стройку доводится нечасто.
Новая трасса
Поясню для тех, кто слышал об этом объекте лишь краем уха. Речь здесь идет не о ремонте дорожного полотна. По факту, создают новую дорогу – южный обход города Сим. Сейчас трасса М-5 идет по северному двухполосному обходу. После реконструкции обновят и его, трасса получит региональное значение.
После возведения нового участка дорога станет четырехполосной. Пропускная способность вырастет более чем в четыре раза. Выйдет на новый уровень и безопасность дорожного движения: развязки уберут пересечения потоков, появится освещение, а встречные направления разделят барьеры. Ширина проезжей части составит 15 метров. Общая протяженность барьерного ограждения составит около 24,8 километров.

Дорога к стройке
Наша поездка началась в Челябинске. Журналисты, школьники и студенты заняли комфортабельный автобус, и мы выдвинулись в долгий путь. Дорога только в одну сторону от областной столицы занимает более пяти часов. Потихоньку рассветало и ноябрь показал свой характер – серая хмарь за окном, бурые деревья, слегка припорошенные снежком. За окном мелькали леса, горы, реки – одно перечисление как в сказке. Двухполосной трасса становится после Миасса. Движение замедляется, ехать становится опаснее. Меняется и пейзаж за окном. У кого сердце тянется к каменным хребтам, тот мог бы смотреть в окно весь путь.
А вот перед поворотом на Кропачево внезапно показалось солнечные лучи, которые преобразили всю картину. Теперь перед глазами ярко-синее небо, белые перистые облака и дорога, уходящая вверх. Полчаса санитарной остановки, чтобы автобус «остыл» перед затяжным подъемом и наконец поехали и свернули на новенький асфальт. Вскоре он закончилась, под колесами была жирная рыжая глина. Но пейзаж! Сосны тут рвутся в небо, облака цепляются за горные вершины, а вдали виднеются опоры будущей дороги.

Сложный рельеф и огромные объекты
Масштабы стройки поражают. Дорожникам здесь пришлось прорубаться через горы и леса. Уклоны и перепады высот доходят до 200 метров. Их выравнивают под строгие нормативы. На пути трассы возводят пять больших эстакад, длина которых составляет не одну сотню метров. Высота опор достигает 46 метров. Также строят четыре моста и развязку с путепроводом. Она будет на повороте к Симу.
Только на земляные работы ушли миллионы кубометров грунта. В основном это твердая скала. Ее приходилось срезать техникой или взрывать. Затем камень везли на другие участки – там, где нужна прочная насыпь. Ее высота иногда составляет несколько десятков метров.
За все время работ вырубили несколько десятков гектаров леса. Однако по проекту их полностью восстановят и проведут компенсационную высадку. При проведении работ учитывали даже интересы животных – например, обсуждали, как проводить взрывные работы зимой, чтобы не беспокоить медведей в спячке.

Пять эстакад
Самая большая эстакада перекинута через реку Сим. Ее длина составляет более километра. Эстакада стоит на железобетонных опорах. Сначала специальная машина бурит отверстия 15-метровой глубины в скале для будущих железобетонных свай, затем опускается каркас и обсадные трубы. После этого все заливается бетоном и затем уже это все обрезается до необходимой высоты. На поверхности создают каркас из арматуры, заливают его вновь бетоном и уже вокруг него монтируют каркасы будущих опор эстакады.
Река Сим сейчас течет под временным технологическим мостом. Его построили для прохода строительной техники. После окончания стройки рабочие уберут все вспомогательные конструкции и расчистят русло реки. Также по проекту проведут дополнительное зарыбление.

На объекте
Чтобы проложить трассу, нужна была надвижка – железные балки постепенно надвигали на опоры. Сначала двигались в одну сторону, потом навстречу. Дело долгое, скорость составляла всего несколько метров в час.
Перед началом металлические секции составили как элементы конструктора. Их выравнивали, стыковали и сваривали. Потом конструкцию медленно продвигали двумя домкратами. На сегодняшний день надвижка практически завершена. Сейчас специалисты приступили к монтажу железобетонных балок пролетного строения и монолитной плиты проезжей части.
Скоро рабочие перейдут на противоположную сторону. Там к трём металлическим пролётам присоединят железобетонный участок. Затем на конструкцию нанесут бетонное основание, уложат асфальт и смонтируют освещение.
На этом отрезке первыми в России начали использовать беспилотную большегрузную технику. Именно мастерство управления ею продемонстрировали Кременкульские юнармейцы. Но настоящие операторы могут работать и за тысячу километров – например, из единого центра в Москве.

Здесь сейчас работает специально созданный для дорожного строительства бульдозер, гусеничный самосвал с гибридной силовой установкой и гусеничный экскаватор. Территорию сначала сканировали дронами, создали «цифровую карту» и модель будущей дороги. Движение техники контролируют в московском центре. Плюсов у беспилотников много – нет простоев, нет зависимости от погоды, зато технология позволяет вести работы в опасных зонах со сложным рельефом. В будущем здесь будет работать парк роботизированной техники – около 15-16 машин. При этом операторами техники смогут стать люди с ограниченными возможностями, на них не будет воздействовать вибрация, шум и другие неблагоприятные факторы.
Дорога домой
Мы вернулись к автобусу уже к закату. День подходил к концу, и дорога назад казалась еще длиннее. Нас ожидало ещё пять часов пути. На повороте к Златоусту сделали короткую остановку. Там встретил ледяной ветер, пробирающий до костей. Было ощущение, что наступил февраль. Мы быстро вернулись в тёплый салон. И вновь – дорога сквозь темноту. В половине десятого вечера в окне наконец проступили огни Челябинска. Как послевкусие осталось ощущение причастности к эпохальному событию. Видеть, как растет дорога, которая изменит жизнь всего Южного Урала, дорогого стоит. Движение на всех участках обновленной трассы откроют к концу 2026 года.
Автор: Людмила Труханова
фото автора







