В 2019 году совпали две значительные даты – 100-летие финансовой системы Челябинской области и 85-летие Сосновского района Челябинской области – самой густонаселенной пригородной территории Южного Урала.
Как застраивались коренные сосновские поселки, из каких источников брались деньги на их развитие? Как жили поколения сосновцев в тридцатые-сороковые, семидесятые, девяностые годы? В газете «Сосновская нива» опубликованы пока два краеведческих материала из этого цикла. Предлагаем их вашему вниманию.
Если в семьях коренных жителей Сосновского района сохранились старинные фотографии, – просим привезти их для сканирования. Ваши рассказы о старших поколениях также представляют краеведческую ценность и дополнят общую картину.
Находка
Наши читатели по-прежнему активно интересуются недавней историей (особенно советским периодом). О своих находках в «Сосновской ниве» постоянно рассказывают многие краеведы. Это педагоги, знатоки национальной культуры, сотрудники музея, школьники, участники отряда «Медальон».
А недавно новые факты из истории района мы узнали из очень необычного источника. Прямо скажем, впервые в жизни. Проведя много часов в архивах, заместитель главы района Татьяна Тимченко доказала, что дата создания Сосновского финотдела – вовсе не 1939 год, как это считалось раньше. Финотдел образован одновременно с районом, в 1934 году. И тому есть много подтверждений – документы с синими печатями, распоряжения заведующего.
Татьяна Васильевна нашла самые ранние документы –1935 года. В них отражены попытки местной власти срочно ликвидировать долги учителям и медработникам по зарплате. В трехдневный срок – «и впредь задержек не допускать». Среди сельсоветов, в которые надо направить средства для этого, значатся соседние или вошедшие в границу Челябинска – Сухомесовский, Харинский, Черкасовский.
Татьяна Васильевна Тимченко
А вот интересный факт из шестидесятых годов: среди прочих источников доходов сосновского бюджета был налог с холостяков. В то время в районную казну шли также отчисления от Госстраха и поступления по денежно-вещевым лотереям.
Иногда при обсуждении бюджета в исполкоме звучала такая разгромная критика, что ее не прикрывает даже бесстрастный протокольный стиль. «Простой киноустановок по различным причинам составил 928 рублей». «Крайне неудовлетворительно сработали профсоюзы». «Поручить прокурору тов. Хабибуллину в 3-дневный срок проверить причины нерассмотрения нарсудами дел на злостных несдатчиков мяса». Очень круто районный финотдел спрашивал и за сбор налогов.
Сдается мне, что и в те времена отечественные финансисты были далеки от образа тихого старичка в круглых очках, который нам навязывают киношники.
А современные специалисты финансов – тем более, продвинутые и разносторонне развитые люди. Например, сотрудники Минфина Челябинской области в честь 100-летия своей системы шагнули за облака – они Эльбрус покорили!
Меж молотом и наковальней
Каким был 1934 год в новорожденном Сосновском районе? Пожалуй, первым по-настоящему стабильным. Отошли в прошлое продразверстка, голод, тиф, нехватка одежды, бумаги и предметов первой необходимости. Началась подготовка первой советской конституции. Гремела Магнитка. Первые партии тракторов выходили из ворот ЧТЗ.
К тому времени несколько поутихла жажда всеми способами разжечь мировую революцию. Только недавно наша газета опубликовала один странный протокол деревенского собрания. Активисты постановили — немедленно направить деньги бастующим английским пролетариям! А это было еще начало 20-х годов. Многие сосновцы реально ели не досыта.
Итак, доказано – власть нового района сразу организует финансовый отдел (финорган). Иначе как бы в районе вообще работали с деньгами? Тем более, что в 30-е годы в СССР был введен единый союзный финансовый план. Любое отступление от него жестоко каралось. Вот пример. Незаурядный экономист Иван Дичев прошел путь от кузнеца до заведующего Московским, а позднее Челябинским финотделом. Его грамотная работа помогла превысить темпы развития нашего края в сравнении со «средними по СССР». Однако за отступление от союзного плана Иван Дмитриевич был репрессирован.
Военная коллегия Верховного суда признала Дичева «активным участником контрреволюционной организации правых». Он якобы вербовал новых участников и занимался вредительством в области финансов. В 1937 году Дичева расстреляли.
Фото из книги "Финансовая система Челябинской области в лицах"
Из истории мы знаем, что репрессии в этот период обрушились на все руководство Челябинской области, начиная с первого секретаря обкома Кузьмы Рындина.
Надо ли говорить, что работа в районном финотделе тоже считалась тяжелейшим неблагодарным делом. Специалисты среднего ума бежали с этого поста, как только понимали объем работы и ответственность. Оставались талантливые фанатики.
В Сосновском районе до самой оттепели шестидесятых этой работой руководили только мужчины. Трудились без отпусков и дотемна, о семье можно было забыть. Спрос жесткий, в лучшем случае «бьют и плакать не дают», и репрессии памятны всем. Грузить такой ад на женские плечи попросту негуманно.
Первыми заведующими (до войны) были С.Н Минеев и А.С. Веденеев. Затем финотдел возглавляли С.Г. Даренский, А.П. Терентьев, в послевоенные годы В.И. Новиков, В.Г. Тимофеев, А.Т. Густов, Р. Ш. Солодовник… Это они вытягивали финансы Сосновского района в войну. Бюджеты тогда урезали до предела. Во всех организациях и колхозах трактора, машины и лошади были отданы фронту.
А в 1947 году сотрудники финотдела с трудом выбрались из шоковой денежной реформы. (Представьте ситуацию – все наличные деньги обменены десять к одному, а налоги и финансовые обязательства остались прежними.) Восстановив местный бюджет доходной базой района, сосновские специалисты со временем покончили с задержками зарплат.
Привилегии детства
Объем нынешнего бюджета Сосновского района составляет 3 млрд рублей. Более половины всех расходов ежегодно составляют расходы на детей и образование.
– Трудно определить долю бюджета, которая направлялась на развитие школ, скажем, 50 лет назад, — говорит заместитель главы района Татьяна Тимченко. – Причина в том, что за это время в стране проведено несколько денежных реформ. Но я обратила внимание, что численность детей в то время была почти такая же. Многодетных семей проживало много, это раз. Кроме того, в средине шестидесятых в состав Сосновского района входили Байрамгуловский, Дербишевский, Кулуевский, Кузнецкий, Худайбердинский и другие густонаселенные сельсоветы нынешнего Аргаяшского района.
В наши дни в областной и Сосновской администрациях есть негласный закон – летний отдых детей планировать еще с осени. Традиция идет с основания района. В документе 1935 года «О летней оздоровительной работе среди детей» указаны точные цифры финансирования пионерлагерей, площадок и экскурсий.
В каждую детскую путевку были заложены средства из пяти источников – местный бюджет, профсоюзы, хозорганизации (самая весомая часть), средства родителей и средства общественных организаций. Первые сосновские пионеры выросли на однообразной простой пище – колхозное молоко, суп да каша, полевая клубника, деревенские калачи и картошка. Зато каждый вечер пели у костра и мечтали.
Многодетные матери Агафья Петровна Штурмина и Вера Петровна Селютина (из Казанцево и Сосновки) тоже вошли в историю района. В довоенном протоколе райисполкома, найденном Татьяной Тимченко, говорится о назначении им «госпособий по многосемейности». Женщины родили и воспитали по 7-8 детей, все дети перечислены в документе. В то время сыновей называли просто – Федор, Василий, Дмитрий. Самыми популярными детскими именами в нашем районе накануне войны были Иван и Анастасия.
Фронтовой темп
На месте старой Долгодеревенской школы выстроено здание районной администрации
В архивных финансовых документах Татьяну Васильевну заинтересовал фронтовой стиль одного решения исполкома. В Долгодеревенской школе, которая в довоенное время стояла на месте нынешнего здания администрации, к 1943 году «крыша и пол прогнили, лестничная клетка разрушается». Резолюция, кажется, очень простая – «просить облоно профинансировать ремонт Долгодеревенской школы в сумме 72 тыс. рублей». Но темпы намечены такие, что строители должны были работать днем и ночью. Решение принято 16 февраля 1943 года. Срок окончания работ – 15 мая 1943 года.
…Через 12 лет на каменистом холме у реки вырастет прекрасное трехэтажное здание школы в стиле «сталинского ампира». Потолки под 4 метра, классы огромные, окна высоченные, в светлом вестибюле колонны… Жизнь налаживалась. На первую послевоенную новостройку область и район смогли найти достаточно финансовых средств.
Главное фото: То самое старое здание Долгодеревенской школы. 1955 год