В современном обществе, на том уровне развития и открытости, на котором мы находимся, вопросы толерантности, её нормы и принципы актуальны как никогда, убеждён президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Кантор.
Но что же такое толерантность? Её определение и основные положения изложены в Декларации принципов терпимости – этот документ в 1995 году учредило ЮНЕСКО. Согласно этому документу, толерантность заключается в уважении, понимании без искажений, а также принятии всего многообразия наций, культур и особенностей, населяющих наш мир, а также всех возможных форм, какими проявляется человеческая или народная индивидуальность. Иными словами, важно помнить, что в многонациональном и многокультурном мире все люди различаются, однако с помощью принципов толерантности они могут одновременно жить бок о бок и при этом сохранять свою культурную и любую другую индивидуальность.
Все эти вопросы особенно остры для современной Европы, говорит Вячеслав Кантор, ведь европейское общество в своей новейшей истории столкнулось с многочисленными вызовами. Особенно напряжённой стала жизнь для представителей социальных, национальных и религиозных меньшинств, проживающих в европейских странах. Как отмечает Вячеслав Кантор, свою роль в этом сыграли экономические и политические кризисы, которые один за одним прокатываются по миру. Всё это ведёт к тому, что усиливают своё влияние радикальные настроения, набирают силу общественно-политические группировки экстремистского толка. В свою очередь сама деятельность этих групп и партий ведёт к усилению негативных настроений, а следом – к росту нетерпимости, агрессии, ксенофобии и даже возрождению нацизма, идеологии, которая однажды уже чуть не погубила Европу. Свою роль играет и усиление исламских экстремистов, которые нередко нагнетают страх и подстрекают экстремистскую и даже террористическую деятельность. Всё это ведёт к тому, что национальные и культурные меньшинства оказываются под ударом ненависти сразу с нескольких сторон просто потому, что сама обстановка в обществе нездорова и способствует обострению любых конфликтов. Более того, обострение международных и межнациональных отношений ведёт к тому, что многие люди всё чаще говорят о нежизнеспособности толерантности и о том, что от неё нужно отказаться.
С этим Вячеслав Кантор не согласен. Более того, Вячеслав Кантор уверен: современный глобальный мир без толерантности просто не сможет жить и развиваться. Толерантность наравне с безопасностью остаётся одной из главных цивилизационных ценностей, и именно в сочетании двух этих ценностей кроется ответ.
Сам Вячеслав Кантор также немало работал над проблемами толерантности и разрешении проблемы с тем, какой должна быть толерантность в наше время. В 2011 году свет увидел результат его трудов и размышлений — «Манифест о безопасной толерантности», где Кантор изложил свою одноимённую концепцию как выход из сложившегося общественного кризиса. По мнению Вячеслава Кантора, толерантность критически важна для мира, однако она не должна быть пассивной. «Терпимость» не равно «вседозволенность» и «невмешательство», убеждён Вячеслав Кантор. Для толерантности необходимы границы, и эти границы есть не что иное, как соображения общественной и глобальной безопасности. Как только что-либо начинает представлять собой угрозу для общественной безопасности, безопасности каких-либо групп или отдельных граждан, в отношении этого явления толерантность проявлять уже нельзя. Именно этим безопасная толерантность отличается от пассивного мультикультурализма – и именно поэтому она куда более эффективна и полезна для современного общества, где вопросы безопасности стоят очень остро.
Что касается непосредственного внедрения и укоренения безопасной толерантности, её норм и ценностей в обществе, то здесь Вячеслав Кантор является сторонником самого демократического способа – он убеждён, что все эти изменения должны быть как инициированы, так и закреплены на уровне законодательном, «нормативном». По мнению Кантора, только в случае законодательного закрепления безопасная толерантность закрепится в общественном сознании, и эти изменения нравственных принципов станут перманентными.