Накануне Дня учителя вдруг захотелось в школу, в свою родную школу, что в селе Кременкуль Сосновского района. Уже более пятидесяти лет, как я закончила ее, но самые добрые воспоминания вновь и вновь всплывают в памяти моей…
Тогда, в 60-ые годы в Кременкуле было целых "три школы", то есть школа располагалась в трех деревянных зданиях, в двух из которых было по два класса, а в центральной, что возле церкви, – три класса да еще учительская и библиотека.
Школа отапливалась дровами, удобства во дворе. Интерьер классов неприхотливый: деревянная доска, наглядные пособия висели на гвоздиках, вбитых в побеленные известью стены, учительский стол и парты для учащихся. Но этот убогий интерьер не отпугивал нас, учеников. С большой охотой и интересом спешили мы в школу к своим любимым учителям. Они давали нам прочные знания. А сколько интересного узнавали мы о родном крае: о происхождении названия озера и села, о якобы закопанном кладе, о ключике с ледяной водой, однодневные походы по окрестным местам, поездки в Ильменский заповедник, в Чебаркуль, в Краснодар и не только. Потому-то мы, ребята, спешили в школу. Учителей мы не только уважали, но и боготворили. Учитель на селе был первый человек. Он все знает, все умеет. На переменах выбегали на улицу, чтобы попрыгать на скакалке или поиграть в мяч, а после уроков спешили в поле играть в лапту.
Но не только эта школа вспоминается мне, но и новая, трехэтажная, которая была построена в 1966 году. Наш выпуск 1969 года был третьим в новой школе. Как сейчас помню: новенькая, светлая и просторная. Тогда она казалась мне дворцом: так много было классов, кабинеты физики, химии, русского языка, кабинеты труда, спортивный зал. Новые парты, более удобные, пособия разместились в шкафах, а на белых стенах появились портреты писателей и ученых…
…И вот снова я в школе. Сначала не узнала я ее, так изменилась школа за полвека. Встретила меня Лилия Александровна Харисова, директор Кременкульской средней школы (на фото), в которой тоже училась. Закончив ЧГПИ, вернулась в родную школу, и вот уже 15 лет возглавляет ее. Молодая, энергичная, доброжелательная, сама провела меня по школе.
Заходя в классы, представляла меня как выпускницу 1969 года. Лилия Александровна рассказывала о тех изменениях, которые претерпела за эти годы школа, об учителях, которые сейчас работают. Очень тепло отзывалась о тех, кто на пенсии. Познакомила с учителем химии Надеждой Георгиевной Алексеевой, отличником просвещения.
Школа, конечно же, изменилась, два года назад сделан прекрасный ремонт, новая мебель, современное оснащение. Сначала я не могла вспомнить, где какие были кабинеты, но постепенно я узнавала нашу школу. Интуитивно нашла свой класс – класс литературы и русского языка. Несмотря на занятость, Лилия Александровна нашла время для беседы со мной. А затем я посетила школьный музей. На стендах в музее я увидела фотографии знакомых мне учителей.
Школа оставила приятное впечатление. Доброта, вежливость, доброжелательность и уважение чувствовалась во всем и во всех. Сегодняшняя школа выпускает много отличников и медалистов. Школа несколько лет занимает призовые места по району по воспитательной работе. Конечно же, это заслуга Лилии Александровны и всего коллектива учителей, которые проводят эту работу. Хочется сказать большое спасибо всем, кто сейчас работает в школе, за то, что они сумели сохранить лучшие традиции нашей школы.
Но школа – это не только здание, где учат, а прежде всего учителя, которые дают знания, учат доброте, уважению, направляют и выводят в люди. Неслучайно, большинство выпускников 1969 года имеют высшее образование. Кто же те учителя-наставники, которые помогли нам найти себя в профессии, в жизни, которым так хочется за все сказать большое спасибо.
Вот некоторые и них. В то время в селе жили три учительницы начальных классов. "Три Анны", так их называли: Гусева Анна Владимировна, Писаренко Анна Гавриловна, Пономарева Анна Андреевна. Вот Анна Андреевна и была моей первой учительницей. Именно она научила меня самому главному: читать, считать, писать. Писали тогда долго палочки в тетрадках в косую линейку деревянными ручками с пером, которые макали в чернильницу. Это были уроки чистописания. Мне они очень нравились. Часто были в тетрадках кляксы. Но на помощь приходили промокашки, которые тогда были обязательны в тетрадях. А арифметика начиналась с палочек. Их ученики приносили в класс, раскладывая считали. Читали по слогам. Сколько терпения надо было учителям начальной школы. Анна Андреевна учила доброте, аккуратности, уважению к старшим, за свой труд она награждена орденом трудового Красного Знамени, является отличником народного просвещения.
В среднем звене мне запомнилась Ярославцева Наталья Никифоровна, строгая и требовательная учительница. Она дала прочные знания по русскому языку, которые пригодились мне в жизни. Наталья Никифоровна также является отличником народного просвещения. Удивительный человек появился у нас в школе – Кениг Иван Яковлевич, географ. Прекрасный педагог, отлично знающий свой предмет, он и от нас, учеников, требовал знаний. До сих пор я прекрасно ориентируюсь в географической карте. Он прививал уважительное отношение к женщине: всегда сам первый здоровался с ученицами, при этом приподнимая шляпу. Я училась, когда директором школы был Мамаев Радий Владимирович, замечательный педагог по истории. С открытием в 1966 году новой школы в селе появились новые учителя. Директором был назначен Несмеянов Петр Федорович, учитель истории.
Дедков Александр Иванович, учитель физики (на фото), строгий, требовательный, дающий твердые знания, в последствии работал директором школы, получил звание Заслуженный учитель.
Кузьмин Вячеслав Севирович, учитель черчения и рисования. Его уроки меня завораживали. Именно он привил любовь к прекрасном, вел кружок по искусству. Анисимова Валентина Павловна, учитель химии. Ее уроки незабываемы, прочные знания по химии пригодились многим ее ученикам, которые связали свою жизнь с химией, она является отличником просвещения. В нашу школу приехали молодые учителя только что окончившие институт. Речкалова Рима Степановна, учитель немецкого языка. Яркая, стройная, красивая. Ее уроки были интересны. Многие учение ее стали преподавателями иностранного языка. Вот некоторые из них: Фатхуддинова Софья Александровна, переводчик немецкого языка в Челябинске, Русакова Людмила Александровна, учитель английского и немецкого языков, Синева Вера, учитель английского языка. Но особенно незабываемой и любимой остается для меня Сергеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы. Ее уроки проходили на одном дыхании. Татьяна Викторовна наизусть читала стихи, а мы завороженно слушали. Именно ее уроки привели меня в пед.институт, на факультет русского языка и литературы. Можно еще долго говорить о мои учителях, они все уникальны, каждый интересен по своему, потому то и не забываемы.
Встреча с учительницей немецкого языка Риммой Степановной
Встречалась я и с учителями, которые жили и учили нас 60-70-ые годы. Теперь они на пенсии. Это Речкалова Римма Степановна, учитель немецкого языка. Было радостно видеть ее все такой же красивой и задорной. Ее доброе отношение ко мне расположило на откровенность. Не один час мы проговорили с ней, вспоминая учителей и учеников. А затем вместе с Риммой Степановной поспешила к Мезенцевой Галине Михайловне, учительнице начальных классов. Она учила мою сестру Русакову Людмилу Александровну. Она узнала меня и была рада видеть. Много рассказывала о тех детях, которых учила, всех помнила поименно, называя по фотографии. На мой вопрос: чем запомнилось наше поколение выпускников, Римма Степановна ответила: много было толковых и прекрасных детей.
Учитель начальных классов Галина Михайловна
Посетив свою школу, встретившись с учителями, я как будто снова побывала в детстве.
Во все века и времена учитель был, есть и будет всегда любим, горд своими учениками.
Мы искренне вам благодарны
За ваш замечательный труд,
За знаний бесценный подарок,
Что в жизни облегчит нам путь.
Мы вас никогда не забудем,
Пусть многие мчатся года,
Всем сердцем мы вам будем
Здоровья и счастья всегда!