27 марта 1968 в результате авиакатастрофы при выполнении учебного полета погиб первопроходец космоса Герой Советского Союза полковник Юрий Алексеевич Гагарин.
От последнего выхода «625-го» в эфир до удара самолета о землю прошла примерно одна минута, что произошло в этот трагический момент?
Утрата стала ударом для советских людей. В СССР был объявлен общенациональный траур.
«Понял. Выполняю…" – это последние слова первого космонавта планеты, документально зафиксированные 27 марта 1968 года на магнитофонной ленте у руководителя полетов Чкаловского авиаполка. От облетевших весь мир «Поехали!» не прошло и семи лет. Никому и в голову не могло прийти, что человек, вернувшийся из космоса, погибнет здесь, на земле.
Роковой старт, выполненный в паре с летчиком-инструктором, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным, поначалу развивался штатно. В 10 часов 19 минут с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щелковском районе Московской области поднялась в воздух «спарка» (учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ) с бортовым номером 18 и позывным «625».
Через шесть минут Юрий Гагарин доложил о наборе им заданной высоты 4 тысячи 200 метров, и о готовности выполнять задание, на которое отводилось 20 минут. Несложное задание пилот выполнил через пять минут, о чем отрапортовал руководителю полетов и запросил разрешения на возвращение. Время последнего радиообмена – 10 часов 30 минут. Сохранившие целостность самолетные и наручные часы летчиков остановились в 10 часов 31 минуту.
Для выяснения причин трагедии была сформирована комиссия, руководимая высшими правительственными лицами СССР, поиск производился в трех направлениях. Инженерном – разбирали техническое состояние самолета, на котором Гагарин вместе со своим инструктором Серегиным вышли в последний полет. Медицинском – сюда входил отчет о вскрытии останков пилотов, анализы на содержание в крови алкоголя и/или других наркотических веществ. Летном – проверка организации полетов, соответствующей документации, изучение уровня подготовки самих пилотов. Одновременно с этим свое независимое расследование проводила комиссия КГБ (комитет государственной безопасности), задачей которой было установить, не является ли смерть пилотов результатом теракта, политического заговора или саботажа.
Отчет государственной комиссии, расследовавшей причины случившегося, был засекречен. Материалы официального расследования катастрофы в советское время не публиковались, что породило много предположений и неофициальных версий гибели лётчиков.
В 2011 году были рассекречены только выводы комиссии, в которых говорится, что катастрофа произошла из-за резкого маневра, приведшего «к последующему попаданию самолета в закритичный режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеорологической обстановки».
Обломки самолета и фрагменты тел Юрия Гагарина и Владимира Серёгина обнаружили примерно в 65 км от аэродрома. Исследовав местность, члены комиссии, сделали заключение о падении самолета под углом 50 градусов и его целостности до соприкосновения с землей. Его двигатель до момента разрушения работал в нормальном режиме, отказов работы бортовых систем и неисправностей не обнаружено. Следов столкновения самолета в воздухе с каким-либо посторонним предметом (птицы, метеозонд, другое летательное средство) не выявлено. Самолет до соприкосновения с землей был в исправном состоянии.
Катапультные кресла, найденные в воронке, подтвердили предположение о том, что летчики не пытались катапультироваться. Значит, ситуация возникла неожиданно, на высоте менее полутора километров (низший предел высоты катапультирования с таких типов самолетов).
При обследовании тел погибших летчиков медики не обнаружили в крови веществ, которые могли бы привести к неадекватному поведению. Не установлено и предпосылок к потере летчиками сознания. До самого момента смерти Юрий Гагарин и Владимир Серёгин были в работоспособном состоянии и пытались вывести самолет из падения.
Группа летчиков-испытателей и ученых, оценивая уровень управления самолётом на последних секундах полёта, сделала вывод, что действия лётчиков следует рассматривать как оптимальные на закритическом режиме полета. Они «выжали» из техники всё возможное, пытаясь вывести самолёт из пикирования.
Причиной случившейся трагедии все, безусловно, считают резкий маневр самолета. А вот причины, по которым самолет внезапно изменил курс, многие трактуют по-своему.
Самой популярной, и больше всего растиражированной, стала версия летчика-космонавта дважды Герой Советского Союза генерала-майора авиации Алексея Леонова. Он считает, что виновником гибели Юрия Гагарина и Владимира Серёгина стал реактивный сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-15, ошибочно оказавшийся на близком расстоянии от МиГ-15УТИ. Летчик Су-15 из-за плотной сплошной облачности не видел самолет Гагарина-Серегина. Находясь от него на расстоянии 10-20 метров, летчик Су-15 резко увеличил тягу двигателя и возмущенным потоком перевернул учебную «спарку», которая перейдя в резкое крутое пике, в течение минуты упала на землю.
Версию Леонова приняли не все, в доказательство приводят графики полетов самолетов, согласно которым, никакой возможности пересечься в воздухе у самолетов не было. Также приводятся исследования, проведенные в летном институте, итоги которых показали, что попадание в спутный след Су-15 летательного аппарата, на котором был Гагарин и Серегин, не приводит к значительной турбулентности и не составляет серьезной угрозы для пилотов. На что Алексей Леонов утверждает, что график полетов “подкорректировали”, а результаты исследования в институте – фальшивы.
В 2013 году Алексей Леонов, ссылаясь на рассекреченные документы следственной комиссии, расследовавшей гибель Гагарина, сообщил, что это уже «не версия, а истинная причина гибели первого космонавта».
– Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов, – прокомментировал Алексей Леонов. – Но меня огорчает другое: что люди, работавшие в комиссии, знали правду, но делали вид, что это не так.
Леонов говорил, что разгласить эту информацию разрешили только с условием – не называть имени пилота, чей истребитель Су-15, нарушив полетное задание, на сверхзвуковой скорости сблизился с самолетом Гагарина и послал Миг-15 в штопор.
Документы и схемы, касающиеся гибели Ю. Гагарина и В. Серегина, летчик-космонавт А. Леонов опубликовал в своей книге «Человек и космос», вышедшей в 2017 году.
Рассмотрим и другие версии, родившиеся сразу после авиакатастрофы или по прошествии ряда лет.
Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Степан Микоян за основу своей версии взял нарушение герметичности кабины в результате удара о пролетающий метеозонд. Внезапная разгерметизация привела к потере сознания летчиков, самолет стал неуправляем, сорвался в пике и упал. Этой же точки зрения придерживается организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов генерал Николай Каманин, о чем повествует в своих дневниках – «Скрытый космос».
В подтверждение своих выводов они приводят факт присутствия на месте падения не всех элементов фонаря кабины, их после удара о зонд рассеяло на большое расстояние. На месте катастрофы было собрано практически 99% обломков от самолета, при этом не было обнаружено значительной части остекления фонаря кабины пилотов. Кроме того, по остаткам приборов было установлено, что кабина была разгерметизирована. Стрелка прибора, показывающего разницу между давлением внутри кабины и снаружи, остановилась на отметке – 0,01 атмосферы, что говорит о нарушении герметичности кабины ещё до столкновения самолёта с землей.
Часть исследователей утверждает, что у второго пилота Владимира Серёгина были проблемы со здоровьем, его часто беспокоили сердечные боли, что и стало основной причиной трагедии. Во время полета у него случился приступ, и он потерял сознание.
Есть предположение, что причиной аварии стала повышенная облачность во время учебного полета. После выполнения задания и получения разрешения на разворот, летчикам необходимо было войти в плотную облачность, нижняя кромка которой была на высоте всего 600 метров от земли. Выйдя из облаков, они не успели перевести самолет в горизонтальное положение.
Общая атмосфера таинственности породила в народе множество теорий далеких от истины, но имеющих своих фанатов и поклонников.
Достаточно популярна версия, что смерть Гагарина была политическим заказом из-за конфликта с высшим руководством страны. Знаменитый космонавт чем-то не угодил.
Есть предположение будто бы Юрий Гагарин погиб за несколько дней до аварии на испытаниях космического корабля, призванного утереть нос американцам в лунной гонке, а разбившийся самолет – инсценировка.
Существует даже версия, что Гагарин сымитировал свою гибель, после чего еще много лет прожил под чужим именем. Нашлись даже очевидцы, которые утверждали, что видели, и лично были знакомы с Юрием Гагариным спустя много лет после крушения самолета.
Что бы ни говорили, гибель такого выдающегося человека потрясла не только Советский Союз, а весь мир, ведь Юрий Гагарин первым из всех людей шагнул в бесконечность вселенной и несмотря на обрушившуюся на него славу, остался человеком скромным и улыбчивым.