Когда начинать говорить о деньгах с детьми, чтобы развивать в них финансовую грамотность, информируют специалисты филиала ФБУЗ Центра гигиены и эпидемиологии Сосновского района Челябинской области.
Деньги — неотъемлемая часть жизнедеятельности человека. С ними легко обустроить жилище, оплатить отдых, изучить иностранные языки, обзавестись питомцем и реализовать любую мечту. Важно ценить их, понимать, как они добываются и на что расходуются. Но главное, учиться их грамотно тратить и приумножать. Прививать уважительное отношение к материальным ценностям стоит с самого детства. Финансовая грамотность детей – это то, что сделает ребенка уверенным, серьезным и предприимчивым в будущем.
Обсуждение денег с ребенком или подростком и вовлечение его в планирование семейного бюджета формирует у него понимание их ценности. С каждой новой беседой малыш или подросток узнает, сколько зарабатывают его родители, о ежемесячных расходах на разные покупки, особенностях экономии и почему важно держать личные финансы под контролем. Информация подается детям в игровой форме, путем использования понятных примеров и поэтапного расширения их зоны ответственности.
Со временем багаж знаний увеличивается. Ребенок учится применять его на практике: делать накопления, повышать эффективность и контролировать собственный бюджет. У него вырабатываются новые финансовые привычки.
Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?
Финансовая грамотность детей: 5 советов
Совет 1: Финансовое образование начинайте со знакомства с деньгами
Совет 2: Чередуйте подачу обучающего материала
Совет 3: Вовлекайте своих отпрысков в планирование семейного бюджета
Совет 4: Доверьте ребенку организацию праздника или выполнения покупок к школе
Совет 5: Научите детей пользоваться полезными финансовыми инструментами
Финансовая грамотность для детей: когда начинать разговор о деньгах?
Данный процесс лучше начинать с 5-6-летнего возраста. В этот период дети способны легко усваивать информацию о природе денег, назначении и источниках их появления. Они могут различить денежный номинал и подлинность купюры. Для этого есть особые финансовые лайфхаки. К ним мы еще вернемся.
В промежутке между 7-10 годами ваше чадо способно контролировать свой бюджет и совершать несложные процедуры по его приумножению. Именно в этом возрасте необходимо ввести такое понятие карманных денег. Для этого договоритесь с малышом о конкретной сумме, которую вы будете ежедневно ему выдавать. Соответственно, эти деньги он без труда сможет потратить на личные нужды.
В то же время следует обсуждать расходы малыша и говорить, как правильно распределять свои финансы. В 7-10 лет он может обосновать свои растраты, сравнивать стоимость идентичных товаров, выбирать приемлемую цену и экономить. В перспективе 7-10-летние дети способны откладывать часть карманных денег с последующим их накоплением на среднесрочный период (не более 1-3 месяцев).
А уже в 10-12 лет можно говорить об эффективности детских накоплений и вводить понятие кредитования. Десятилетние малыши легко справляются со школьными растратами, организацией досуга и могут понимать ситуацию в семье. Они видят, есть ли у вас финансовые проблемы и оценивают возможности с учетом личных потребностей.
В 11-12 лет ребенок может справиться с планированием своего бюджета и откладывать от части полученных им доходов (примерно 10-30%) с целью накопления денежных средств. Он прекрасно понимает, что означает сложная финансовая ситуация для семьи. Поэтому без усилий экономит и делает выбор в пользу необходимых покупок (школьные принадлежности), сводя бесполезные (жвачки, сладости, чипсы) к минимуму.
11-12-летние школьники при помощи родителей могут контролировать свои банковские вклады и пользоваться кредитными картами (подобные банковские продукты доступны в 6-14 лет). При правильном подходе школьники понимают важность выполнения своих кредитных обязательств (знают о необходимости внесения минимальной ежемесячной суммы для погашения займа).
Когда детям исполняется 13-15 лет, их следует учить принципам зарабатывания денег. Поиск дополнительного заработка с целью получения прибыли способствует развитию предпринимательского духа. Финансовая грамотность школьников и подростков в данном возрасте поможет в выборе их будущей профессии.
В 16-18 лет несложно ставить собственные финансовые цели, вести учет личного бюджета, использовать разнообразные денежные инструменты (пластиковые карты, электронные кошельки, банкинг). 16-летние учащиеся знают о товарообменных соглашениях. Они способны вести диалог с потенциальными работодателями и анализировать финансовую информацию.
Совет 1: Финансовое образование начинайте со знакомства с деньгами
На этом этапе малышу показывают, какими могут быть деньги. Ему наглядно демонстрируют и дают пощупать купюры, монеты. В это же время родителям следует рассказать следующую информацию:
о номинале банкнот (стоимость, указанная на лицевой стороне купюры или монеты);
о природе, назначении и источниках появления денег;
о признаках подлинности (водяные знаки, голограммы, ворсинки, подтверждающие, что купюра настоящая);
об особенностях простого счета банкнот и монет;
о сути накопительного процесса.
Все это делается во время игры, например, в «Мама пошла на работу». Задача родителя показать на конкретном примере, каким образом зарабатываются деньги. Мама подмела на кухне и вымыла посуду. За это папа дал ей несколько банкнот. Затем, необходимо предложить ребенку поиграть во взрослого и также выполнить какие-то действия с последующим получением за них денег.
В последствии вы сможете приучить детей зарабатывать свои первые карманные деньги. Задача вызвать уважение к деньгам и понимание к их зарабатыванию.
Прекрасный способ знакомства с деньгами – игра в магазин. Для этого один из родителей на время становится продавцом, а его чадо – покупателем. В ходе игры малыш узнает следующее:
каждый продукт имеет свою стоимость;
один и тот же продукт в разных магазинах может отличаться по цене;
для получения продукта необходимо заплатить энное количество банкнот таким-то номиналом и столько-то монет;
после передачи продавцу купюры большого достоинства нужно получить от него сдачу (монетами или бумажными деньгами).
Играть в подобные игры можно на постоянной основе, вводя новых персонажей и расширяя горизонты финансовой грамотности детей.
Важно! Ребенку будет интересно, если главным действующим лицом будет он. Не забывайте повторять пройдённый материал и закреплять его на практике, отправляя детей в настоящий магазин за покупками.
Совет 2: Чередуйте подачу обучающего материала
Меняйте принципы подачи информации. Используйте разные обучающие материалы и инструменты. Одновременно с играми смотрите с детьми познавательные передачи и мультфильмы. Например, интересно об уважении к деньгам, принципах заработка и их приумножения рассказывают анимационные персонажи из мультфильма «Смешарики».
В одной из серий на простом примере показано, каким образом можно заработать на своих капиталовложениях и о возможных рисках потери вклада. У кролика Кроша была одна монета и ровно столько же у его друга Ежика. Крош вложил деньги в изобретение пингвина Пина, но ничего не заработал из-за неудачного эксперимента. А Ежик отдал деньги медведю Копатычу на ремонт оборудования на мельнице. В итоге вложенная Ежиком 1 монета принесла ему целый мешок таких же монет.
Финансовая грамотность для детей начальной школы начинается и с изучения учебных материалов (видео, тестов, информационных изданий, статей, комиксов) на специальной обучающей интерактивной площадке, разработанной Минфином РФ вашифинансы.рф. Здесь можно узнать:
Как грамотно распорядиться карманными деньгами.
Как распределять свои расходы и учитывать доходы.
Как и где можно заработать деньги.
Чем заняться при отсутствии финансов.
О несложных вариантах накопления денег.
О микрокредитах.
Финансовой самостоятельности и многом другом.
Интересные результаты по повышению финансовой грамотности у детей и подростков получаются при использовании настольных игр. Малышам дошкольного возраста предложите поиграть в «Приключения кота Белобока, или Экономику для малышей». Благодаря этому ребенок познакомится с деньгами, узнает несколько несложных экономических терминов (товар, банк), сможет отвечать на интересные вопросы и получать за правильные ответы поощрения в виде «грошиков».
Дети играют в «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей»
Правильно распределять и контролировать свой бюджет поможет игра «Час расплаты». Используя ее, школьники узнают о профессии и обязанностях банкира. Они смогут продавать и приобретать разные товары, платить по текущим счетам и налогам, вносить деньги за штрафы. Вся игра построена на выполнении различных финансовых операций, что позволяет ребенку и подростку научиться планированию и контролю бюджета.
В качестве обучающего игрового пособия подойдут игры:
«Монополия».
«По следам монополии».
«Не в деньгах счастье».
«Оркономика».
«Денежный поток».
«Экономикус».
Все подходят для вовлечения детей в игровой процесс и проецировании полученных знаний на реальные ситуации из жизни.
Игра «Оркономика» для повышения финансовой грамотности детей
Совет 3: Вовлекайте своих отпрысков в планирование семейного бюджета
В процессе обучения финансовой грамотности подростков и детей важно вовлекать их в планирование семейного бюджета. Делать это желательно с начальной школы.
Участвуя в подобном действии, ребенок узнает о финансовых возможностях собственной семьи и сможет узаконить получение своих карманных денег. Достаточно договориться об определенной фиксируемой сумме, которую дети будут получать каждый месяц. Ее же нужно указать в графе «обязательных расходов» и наглядно показать ребенку, как выдаваемая ему сумма учитывается при общем планировании месячного бюджета.
Составьте с детьми списки их будущих и желаемых покупок. Учитывайте суммы. Наглядно покажите, как сделать эти покупки с позиции их приоритетности. Внесите стоимость одной из самых важных покупок в графу расходов месячного бюджета.
Совет 4: Доверьте ребенку организацию праздника или выполнения покупок к школе
Доверьте ребенку организацию собственного дня рождения или выполнение закупки канцелярии и других товаров для школы. Выдайте ему конкретную сумму. Заведите чистую тетрадку или блокнот (то же самое можно сделать, используя документ Word, Ecxel).
Отметьте в файле или на бумажном носителе дату и сумму (внесите ее в графу «доходы»). Составьте список товаров, которые необходимо купить. Приобретая продукцию по списку, дети научаться покупать только нужные и запланированные вещи. По мере совершения покупок из списка школьник сможет записывать потраченные суммы. Для подтверждения достоверности его данных приучите его брать чеки из магазина.
Расскажите, что следует обратить внимание на следующие вещи:
Стоимость идентичных товаров (есть варианты дороже и дешевле).
Соответствие штрих-кода и ценника (они могут не совпадать и тогда на кассе ребенка ждет неприятный сюрприз в виде высокой стоимости покупки).
Наличие акций и скидок (можно использовать скидочные купоны).
По окончании покупок помогите детям подбить баланс (посчитать, сколько денег осталось после похода в магазин).
Совет 5: Научите детей пользоваться полезными финансовыми инструментами
В ходе образовательного процесса не стесняйтесь знакомить учащихся с полезными финансовыми инструментами. К примеру, планирование бюджета доступно для понимания и контроля при использовании мобильных приложений 1Money, Monefy, Дзен-мани и других.
В них наглядно показаны все счета ребенка и его месячный бюджет, есть возможность выделения расходов и доходов разным цветом, удобное разделение трат по группам («Досуг», «Подарки», «Транспорт», «Продукты»). В конце месяца составляется баланс, где видно, сколько денег было потрачено и на какие группы товаров, услуг.
Как видите, обучение финансовой грамотности для детей начальной школы и подростков – это важная составляющая общего образовательного процесса. Благодаря этому ваши дети:
Научатся уважать деньги (будут знать, что они не падают с неба и их дают только за оказание услуг или конкретных действий).
Узнают, каким образом можно отслеживать, планировать и контролировать собственный и семейный бюджет.
Изучат особенности ценообразования (почему одни и те же товары имеют разную цену).
Смогут экономить, выбирая между самой выгодной ценой.
Научатся пользоваться скидочными купонами и аукционными предложениями.
Узнают, как использовать финансовые инструменты (полезные приложения, банкинг, электронные кошельки).
Научатся покупать только необходимые вещи по списку.
Смогут контролировать собственные расходы.
Узнают о вариантах накопления денег.
Научатся зарабатывать и приумножать свои финансовые накопления.
Финансовая грамотность для школьников поможет сделать детей уверенными в себе, планировать свои доходы и расходы, грамотно реагировать на материальные трудности. Зная, что 30% доходов было потрачено на питание, дети смогут отложить данную сумму на следующий месяц.
Планирование дисциплинирует, делает ребенка экономным, развивает предпринимательское мышление и делает устойчивым к разного рода кибермошенническим атакам (махинациям с кредитными картами).