В Теченской школе Сосновского района Челябинской области ребята учатся строить корабли.
В последнее время намечается тенденция к возрождению некогда популярного у детей, да и у взрослых, увлечения судомоделизмом. В советские времена в Домах пионеров работали кружки, где ребята осваивали азы судомоделирования.
Мальчишки мечтали стать капитанами, покорять моря и океаны, открывать новые земли. И их мечты претворялись в жизнь. Они строили кораблики и корабли и выводили их на «большую воду».
Одним из таких мечтателей был руководитель судомодельного кружка Теченской школы Владимир Гасилов.
Владимир Гасилов родился в Свердловске, там же окончил школу, затем авиационно-техническое училище. Работал в аэропорту «Кольцово». Затем инженером-технологом в экспериментальном цехе на закрытом заводе. Во время перестройки завод встал, пришлось уйти. Родилось двое детей, а квартира однокомнатная, решили переехать в деревню, на землю. Так, в 1995 году оказался в Теченском. Занимался предпринимательством. Владимир Анатольевич хорошо рисует, своя фирма была, продавали картины. В 2014 году пригласили работать в школу.
В дополнение к своему образованию окончил специальные курсы и много-много учился. В прошлом году прошел 9 курсов обучения, эпидемия была. А так, в среднем три раза в год проходит обучение на разные темы. Кроме технологии, преподает физику и астрономию, является классным руководителем и занимается кружковой работой.
– Корабликами болею с детства. На море с мамой ездили каждый год, и бабушка жила на берегу озера. Сначала дома занимался. Мама предложила записаться в судомодельный кружок – там вроде кораблики строят, – рассказывает Владимир Анатольевич. – Пришел, а там такое строят. В 10 лет попал на соревнования по судомоделизму на Россию (тогда была РСФСР), где со своей яхтой под руководством Александра Сухова занял 10-е место.
– У меня был друг, с которым вместе строили корабли и ездили на соревнования. Мы с ним создавали собственные государства, – вспоминает Владимир Гасилов. – У нас были свои корабли, крепости, которые лепили из камня и пластилина в масштабе в 10 см – 2 метра. Торговали, воевали друг с другом. На озеро выводили свои корабли, у нас даже пушки были стреляющие.
– Как научиться из нескольких дощечек, при помощи разных инструментов создавать уменьшенные копии кораблей и что это дает детям?
– Создания модели – увлекательный, интересный и захватывающий процесс. Сделать красивый корабль, который способен идти по поверхности воды, как настоящее судно, не так просто, как может показаться на первый взгляд. На создание одной модели уходит не один месяц, а порой и не один год. И для этого нужны определенные знания и навыки.
У меня в кружке ребята изучают историю мореплавания и судостроительства, знакомятся с различными конструкциями, начиная от плавания на бревне (плоту) и до современных судов. Учатся управляться с разными инструментами и станками, читать чертежи, знакомятся с основами технологии. Занимаясь судомоделированием, учащиеся, кроме технических дисциплин, получают дополнительные знания по математике, физике, химии, истории и применяют их на практике.
Занятия в кружке вырабатывают у ребят любовь к труду, целеустремленность, самостоятельность, воспитывают у них дух коллективизма, ведь многие модели они делают сообща.
А вот что говорят о кружке сами ребята.
– Как называется ваш кружок?
– Судомоделирование.
– Почему выбрали именно его?
– Интересно, много чему научиться можно. Много нового про корабли узнаем.
– Вы что-то уже изготовили своими руками?
– Да! Корабль! Много кораблей!
– Дома стоят, радуют родителей?
– Конечно!
– Занятия в кружке помогают вам в жизни?
– Даже папе помогать легче стало. Знания, полученные здесь, мне уже много раз помогали что-то дома смастерить.
– Свои кораблики по воде пускали?
– Нет, но хотим попробовать.
– Владимир Анатольевич, с какого класса ребята занимаются у вас в кружке?
– С третьего класса и пока им не надоест, официально по программе с 3-го по 5-й. Последние были седьмой класс, сейчас они учатся в десятом. В кружке занимаются порядка десяти ребятишек. Начинают ходить, конечно, больше, человек 15-20. Потом некоторым надоедает, тут же усидчивость нужна. Остаются самые крепкие, кому действительно интересно. Занятия проходят один раз в неделю по два часа. Задача моего кружка в том, чтобы научить детей разумно работать. Чтобы не бездумно пилить, строгать, стучать, а именно разумно. Экономично, при минимуме затрат максимум отдачи. Первый год делаем простой кораблик, настольные модели из картона.
– Почему из картона?
– Нет заноз и материал очень податливый – детям обрабатывать легче. Единственный вред на первом году обучения, но они ему радуются – мозоли. Бегут, показывают, Владимир Анатольевич, смотрите, какие у меня мозоли! Довольные, гордые ходят, у кого больше. Есть, конечно, нудные моменты – псевдодоски из бумаги резать. В этом плане проблемы у всех. Каждое поколение ребят, сколько их у меня занималось, криво режет. Когда заканчиваем с постройкой модели, красим их в цвет, какой захотят сами ребята. Модели первого года я им разрешаю забрать домой, как память.
На второй год мы усложняем процесс. Выклеиваем модели по болванкам. Вместо достаточно вредных стеклоткани и эпоксидной смолы используем мешковину и масляные краски. Самое главное в процессе изготовления – соблюдение техники безопасности, чтобы не навредить ребенку. Чтобы дети не порезались, даже палочки строгаем рубанком, ни в коем случае не применяем нож.
На третий год ребята, кто остается, делают еще более сложные модели.
Занятия проходят по программе. Есть теоретическая часть, но ребятам она не всегда интересна. Устройство корабля они изучают с удовольствием, но когда, например, доходим до электрических двигателей… Дополнили программу механическими и другими «движителями». Энергетически независимыми, чтобы не засорить использованными батарейками окружающую среду.
Сейчас будем делать реактивный двигатель на катер. Емкость, ниппель, за кораблик выводим шланг. В емкость с водой накачивается воздух. При открытии вытекающая под давлением вода создает тягу. На колесный катер хотели сделать инерционный двигатель, не получилось.
– Кроме ручного инструмента, используете какое-либо оборудование?
– Вот, к примеру, установочка для балансировки моделей. Есть и другие приспособления. Наглядно показываю ребятам как архимедова сила выталкивает судно из воды (архимедова сила – сила, направленная противоположно силе земного притяжения, когда тело находится в жидкости или газе). С физикой много связано.
– Вроде рановато?
– Им интересно, рассказываю, как что действует на пальцах, без формул.
– Зная технологию построения маленьких корабликов, можно построить большой, настоящий?
– Да элементарно! Технология построения примерно одинакова. Многие современные суда делаются по технологии выклейки. Делается болванка, лонжероны ставятся, устанавливаются шпангоуты, обклеивается стеклотканью. Лишнее снимается – вот вам лодка готова. Большие лодки делаются выклеенные, и даже океанские.
– Принимаете участие в соревнованиях и выставках по судомоделированию?
– Не ездим никуда – ребята маленькие, мы не можем делать корабли-копии, а у старших ребят уже интересы другие. Вывозим наши кораблики на выставки от школы.
– Увлечение судомоделированием помогает ребятам?
– Больше, конечно, для общего развития. Понимание, что такое технологический процесс. Знакомство с материалами. Технология обработки этих материалов. Мыслить абстрактно – чтобы могли сопоставлять и принимать правильное решение.
Они себя ощущают, что они уже настоящие мастера. Приходят на урок технологии в пятом классе и уже видно, кто ходит на кружок, кто нет, совершенно разные. Режут, размечают. Сам сделает, еще и товарищу подскажет. Они первые помощники у меня на уроках технологии. Следят за соблюдением техники безопасности.
– Владимир Анатольевич, а что лично вам дает кружок?
– Когда у ребят глазки горят, внутри происходит что-то невообразимое. Пытаюсь передать свои знания, умения, поделиться своим опытом. Когда у ребят получается – испытываю удовлетворение, вижу, что я в них вложил. Самое главное – в ученике увидеть частичку себя.