Светлана Коробко преподает в Долгодеревенской школе Сосновского района Челябинской области немецкий язык. Еще у нее есть YouTube – канал Hallo Kinder.
Расскажем подробнее, зачем педагогу блог, о чем он и как помогает детям.
Светлана Александровна Коробко – советник директора Долгодеревенской школы по воспитанию, победитель конкурса «Навигаторы детства», преподаватель немецкого языка не только в школе, но и в интернете. Она преподает иностранный язык на YouTube-канале. Канал называется Hallo Kinder Светлана, и он открыт для всех.
– Светлана Александровна, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы решили стать учителем, что вас к этому привело? Какие-то предметы в школе были любимыми?
– Я поняла, что хочу стать учителем, еще в детстве. Когда была маленькая, я играла в игрушки, рассаживала по местам своих кукол, и мы начинали урок. То есть я была в роли учителя, а они – в роли учеников. И вот уже на тот момент, чуть ли не с рождения, возникло ощущение, что я буду учителем. Увидели это мои родители и сказали: «Ты пойдешь в педагогический вуз», университет в моем случае. Я, конечно, не сопротивлялась.
– А как поняли, что хотите преподавать именно иностранный язык?
– У нас иностранный язык начался с 5 класса. Учитель пришел очень активный, с большим интересом начал вести уроки. Я просто влюбилась в немецкий язык с первого взгляда. И знала, что буду учителем именно немецкого языка. То есть все благодаря именно этому учителю.
– Сейчас вы ведете уроки не только в школе – как сейчас говорят, «офлайн», но и «онлайн». Точнее, у вас есть YouTube-канал, где вы также ведете обучение. Что это за канал, о чем он?
– Да он маленький пока, этот канал, молодой. Это мое небольшое сокровище, могу так сказать. Началось все с того, что в нашей школе год назад появился второй иностранный язык. Дети отнеслись к этому очень осторожно – «Как, где, ничего не знаем». Мне захотелось им помочь в изучении этого иностранного языка. Сначала я создала группу во ВКонтакте и разместила там свои видеообзоры к домашнему заданию, презентации, игры. Но получилось так, что не у каждого есть аккаунты в социальных сетях и не каждый родитель хотел бы регистрировать своих детей во ВКонтакте. Муж предложил создать свой канал на YouTube: открытая платформа, можно смотреть записи без регистрации. Так этот канал и родился.
– Волнуетесь, когда записываете видео?
– Нет, не волнуюсь. Потому что знаю, для кого я создаю эти ролики, как мне нужно их создать. Готовлюсь к каждому основательно, потому что я собираю материал, подготавливаю различные презентации, монтирую их, готовлю игры к различным тематикам. Но меня в кадре нет, я становлюсь за камерой. Поэтому волнение даже меньше, чем при детях.
– А при детях волнуетесь?
– При детях я тоже не волнуюсь. Я прихожу на урок, вижу глаза детей, вижу их заинтересованность в предмете, и все волнение проходит. Мне нравится язык, который я преподаю, мне нравится, как я преподаю. Я надеюсь, что и детям тоже нравится. Мне нравится им помогать. В сложных заданиях, в выполнении любых домашних заданий в том числе. И мотивировать к изучению иностранного языка. Ведь любой иностранный язык учить очень сложно, не важно какой – английский, немецкий. И не у каждого человека есть мотивация, а тем более у ребенка. Если им не нравится или нет способностей, то желание пропадает. Естественно, мне приходится их как-то мотивировать.
– Как получается находить способы для мотивации?
–Я придумываю им интерактивные игры, которые есть тоже на моем канале. Бывают однодневные игры и была квест-игра во время каникул. Мы играли каждый день. Я придумывала им задания по темам, которые мы проходили, соответственно дети получали за это оценки. Скучно им не было во время каникул, они были задействованы в играх и изучали язык.
– Детям это помогает? Как в дальнейшем отражается на учебе – не на оценках, а именно на знаниях?
– Игры строятся по тематикам. То есть какую тему прошли, об этом и игра. И уже по играм я вижу их ошибки. Эти ошибки мы потом разбираем, и переигрываем игру, чтобы ошибки минимизировать.
– Детям самим нравится? Как они относятся к каналу, к видеоурокам?
– У них положительная реакция. Потому что идет глобальная помощь в их изучении иностранного языка. И когда дети узнают, что есть канал, сразу начинаются вопросы: «А какой? А сколько подписчиков? А как долго?» Мне нравится, что они сразу вовлечены в этот процесс, они начинают подписываться, комментарии пишут. Еще есть такой момент в канале – я вовлекла в обучение своего маленького трехлетнего ребенка. Мы также снимаем ролики вместе, то есть у нас не только на учеников канал направлен, но и на самых маленьких. Они тоже с интересом наблюдают за всем процессом. Дочка очень вовлечена, все время спрашивает: «Когда будем снимать, сколько презентаций сделаем». Конечно, очень много времени уходит на подготовку, на съемки, на монтаж. Но я живу этим.
– Время для этого находите?
– Сначала времени не хватало совсем. Приходилось даже ночью снимать, когда ребенок спит. Сейчас я уже понимаю, что нужно планировать время, иначе ничего не получится. С учетом этого, сейчас уже все начало продвигаться.
– Планируете канал в дальнейшем развивать или он будет только для ваших учеников?
– Нет, он останется доступным для всех. Но сейчас могу сказать, что не только дети меня смотрят. Старшее поколение тоже заинтересовалось. Сейчас меня смотрят в Германии, смотрят в Индонезии, в Украине, оставляют комментарии, подписываются и продолжают дальше оставаться со мной. Каждому подписчику я очень благодарна, я их ценю.
– В школе как к каналу относятся?
– Положительно. Другие учителя с интересом наблюдают. Я не скажу, что я блогер. Что в жизни, что на YouTube – я тот же учитель. Только я либо учитель у доски, либо вне доски. Объясняю так же, простым языком, где-то в игровой форме, где-то в форме обзоров. YouTube-канал – это как дополнение к урокам. Видеоуроки помогают тем, кто отсутствовал при объяснении темы.
– Сами уроки в видеоформате чем-то отличаются от обычных?
– Отличаются, конечно. Офлайн-уроки более комфортны за счет контакта – я должна увидеть глаза учеников и их понимание. Но во время обычных уроков я могу включить свою же видеопрезентацию, свои уроки, свои игры. Это помогает и мне, и детям. Мне не нужно искать информацию, я беру ее из своих записей, которые я же создала. А в школе очень нравится движение. Движение – это жизнь, это каждодневный взрыв эмоций, это смех задорных детей и глаза увлеченных людей. За 16 лет своей деятельности я ни разу не думала о том, чтобы поменять свою профессию.
– В «Тик-Токе» не хотите зарегистрироваться? Сейчас очень многие дети там время проводят.
– Сейчас нет, пока хочется «прожить жизнь» в YouTube, достичь чего-то там. В «Тик-Токе« легче набрать подписчиков, а в YouTube достаточно сложно найти своего зрителя.
– Чем в обычной жизни увлекаетесь? Не как учитель, а как обыкновенный человек.
– Мое главное увлечение – моя семья. Мы любим путешествовать, особенно летом.
– Иностранный язык в путешествиях помогает?
– Когда я была в стране изучаемого языка, там он очень помог, безусловно. И в Египте, когда я была как турист, там тоже помогло знание, и не важно, что это не английский. Немецкий язык тоже очень широко используется в разговорной речи в других странах, очень часто можно встретить носителей языка, особенно в Турции, Египте. Там очень много немцев, они любят отдыхать в этих странах.
– В этом году вы стали участником проекта «Навигаторы детства», как вам сам проект?
– Да, я стала участником федерального проекта. У нас было обучение, как заочное, так и очное. Заочно учились в корпоративном университете РДШ («Российское движение школьников»), очно уезжали учиться в Артек. В рамках проекта мы тесно сотрудничаем с РДШ, участвуем в различных акциях с детьми и уже есть первые результаты, первые сертификаты. Мы сейчас подготовились к акции ко Дню учителя – «Это мой учитель», «Мечта учителя», до этого был флешмоб «День флага», и акция ко Дню памяти в Беслане. Еще планируем акцию «Экодежурный по стране» и участие в конкурсе «Воспитать человека».