В Есаульской средней общеобразовательной школе Сосновского района Челябинской области после годового перерыва прошел V Cбор ученического актива.
Запланирован выход
Учащиеся пятых-одиннадцатых классов двенадцать часов провели в коллективных творческих мероприятиях, занимались проектированием и совместной полезной деятельностью, встретились со специалистами администрации Сосновского района и тренерами-преподавателями группы тренинга Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
На этот раз предметом изучения, споров, проектов в шести разновозрастных отрядов стали социальные сети.
– Девизом наших сборов является лозунг «Из мессенджеров онлайн в жизнь». Мы почти год сидели в сети. В прошлом году попробовали удалённое обучение через все имеющиеся у учеников гаджеты, ноутбуки, персональные компьютеры, смартфоны. Сегодня пришло время возвращаться к реальной жизни. И на сборах школьного коллектива и школьного актива мы ставим цель вернуться из виртуальности к живому общению. Должны убедиться, что мессенджеры – это только дополнение к нашей жизни, источник получения информации. Но социальные сети никогда не заменят живого общения. Чтобы оторваться от сети, нужно что-то делать. Лучше делать это в коллективе, в команде. Коммунарские сборы – одно из средств ухода от параллельного мира социальных сетей, – говорит куратор общего сбора, педагог Есаульской школы Антон Шайнуров.
Режиссёры, сценаристы, типажи, эквилибристы
Познакомившись с целями данного мероприятия, я отправляюсь в гости к отрядам. Названия всем возрастным отрядам дали наиболее популярные у школьников социальные сети.
Поэтому в общих делах принимают участие семьи «ВКонтакте», «Instagram», «Telegram», «WhatsApp», «Tik-tok», «YouTube». После зарядки и завтрака ребята готовят визитные карточки своих отрядов. Как я понимаю, в коротком выступлении нужно показать суть выбранной социальной сети и ее фишки притягательности для людей. Когда знаешь, как это работает, и как тебя в виртуальное общество вовлекают, всегда легче необидно отказать навязчивому другу. В огромных коридорах Есаульской школы нетрудно и заплутать, но из-за двери кабинета я слышу весёлый смех. Заглядываю.
Группа «ВКонтакте» уже репетирует начало маленького спектакля. В роли режиссёра Полина Хлызова. В роли основателя сети выступает Максим, как потом выясниться, втайне увлекающийся японским языком.
Танцевальный номер за Марией Гертье.
Следующая остановка в группе «Telegram». Двигателями всей деятельности выступают Марина Шаркова и Константин Гертье.
Педагог Александр Константинов отрядом вовлечён в совместную творческую деятельность.
Роль фотохроникёра на Анастасии Есипович.
Команда ««Tik-tok» немного напоминает пробирку с хаотично движущимися молекулами.
Тимур, Никитос и Андрюха сидят на стуле и пытаются что-то изобразить руками и смартфоном. Что они должны изобразить, знает Лиана Мухаметчина и Юлия Гаравдина, но ни та, ни другая пока этого объяснить не могут, потому что рядом стоит гадалка Екатерина Великая-Третья и готовит нам какое-то пророчество.
Анна Подкорытова и Виктория Абросимова уже придумали, как они раскроют суть информационной сети «WhatsApp». Виктория на ходу придумывает информационное сообщение, способствующее синхронизации действий коллектива из десятка мальчишек и девчонок.
Когда я добрался до группы «Instagram», там уже основные события с разработкой концепции закончились. Светлане Биёвой оставалось только скоординировать синхронность исполнения.
Самыми тихушниками оказался коллектив выпускников Есаульской школы, пришедший поддержать традиции коммунарских сборов. В самой взрослой команде под руководством Ксении Манаковой выступали Ксения Щукина, Анастасия Агеева, Ксения Шабалина, Ульяна Пирогова, Арина Шахова, Евгения Шумакова, Никита Слюсарский и Павел Кулешов. Все задуманное до открытия сборов они сохранили в тайне.
Время сценических открытий
Пришло время открытия. Кураторы напомнили правила школьных сборов, а директор Есаульской школы Александр Злаказов выразил надежду, что наше общество все ближе и ближе к победе над заразой, выбившей нас из колеи привычного общения и пожелал ребятам продемонстрировать на сборах самые лучшие качества в реальном общении.
Когда мы посмотрели визитные карточки всех участников, было понятно, что равнодушных к общему творческому делу не было.
Особо запомнились Александр Константинов в роли Роскомнадзора, все выступление семьи «Tik-tok» с высоко оплачиваемой рэпершей Есаулки и Заварухино, гадалкой Екатериной Великой-третьей и компанией из Тимурчика, Никитоса и Андрюхи.
Хороши были заметки от «YouTube» с рекламой покупок на «AliExpress» и диалогом: «Расскажите нам свою историю! – Да какая история. Я из педа!»
Форум и три тренинга
В подготовке сценического действа актив школы потратил энергию, рассчитанную на первую половину дня. Поэтому участникам сборов дали немного отдохнуть от активной мозговой деятельности и переключили их на беседу и тренинги.
Специалист отдела по работе с молодёжью, физической культурой и спортом администрации Сосновского района Алена Насонова предложила ребятам обсудить вопрос о нужности и вреде социальных сетей. Ученики выказали доскональное знание мессенджеров, указали на нужные опции и раскритиковали глупости. Как оказалось, без смартфона в нашей тусовочке в девяносто человек, только один участник, но и он дома не чурается побывать в социальных сетях.
Общими усилиями, вспомнив опыт прошлой весны, мы все пришли к выводу, что социальные сети – еще один инструмент распространения и обмена информацией. Просто им нужно уметь пользоваться, а не зависать там сутками.
– В активной дискуссии «Помогают ли? И как помогают развиваться современной молодёжи соцсети?» – выяснили, что умение анализировать интересующий и выбираемый контент, а также избирательный подход к выбору и изучению предлагаемой и доступной в Интернете информации помогает молодёжи развиваться, укреплять имеющиеся и новые знания, – сделала заключение Алена Валерьевна.
Далее для разновозрастных отрядов были проведены тренинги «Элементы убедительной речи» под руководством Алёны Пуховой.
Сущности «Личного бренда» раскрыла Дарья Числова.
Выпускница Есаульской школы, а сейчас студентка ЮУрГГПУ, Николь Пахомова показала ребятам основные принципы «Командообразования».
После обеда школьные коллективы провели шоу «Супер-интуиция» и перешли к подготовке коллективных творческих дел, результаты которых были продемонстрированы в вечернее время.
В каждом учителе есть ребенок
Коллективное творческое дело – это уже третий этап сборов. И необходимы новые стимулирующие условия для работы, которые и придумывают педагоги-руководители.
– О мероприятиях в школе, когда нет деления, когда все вместе, заскучали даже педагоги. Сегодняшние сборы это подтверждают. У каждого руководителя сегодня будет рабочий день чуть длиннее обычного, но настрой у всех положительный, – говорит директор школы Александр Злаказов.
В это время Кязим Кязимов, Мария Сивенкова, Александр Константинов, Ирина Семенова, Алена Заварухина, Ксения Манакова и Антон Шайнуров готовились к завершающей стадии сборов.
И как бы учителя ни старались казаться взрослыми и солидными, в некоторые моменты и в их душах вдруг возникали воспоминания о детстве. Мои знакомые ученицы отметили, что все учителя, работающие сегодня с отрядами, заслуживают особого доверия, потому что каждый чем-то интересен для детей. Но тайное лидерство сохраняют трое. Это Ксения Андреевна, Александр Васильевич и Кязим Мамедович.
Поэтому я должен срочно подписаться на "баскетбол и еще какие-то символы", а потом обязательно зайти по ссылке #МоЯэмоциЯСМР и лайкнуть Кязима Мамедовича.
А вот если я хочу серьезного отношения к жизни, нужно знакомится с Антоном Талгатовичем, Марией Сергеевной, Ириной Викторовной и Аленой Николаевной.
Во время мероприятия мою были замечены родители, переживающие за своих детей, стремящиеся оказать помощь учителям в больших школьных сборах. Еще мне приглянулась забота учеников разных классов друг о друге. Во время обеда дети собрали все порции для тех девушек, кто уехал в Долгодеревенское с танцевальным коллективом «Шанс» для поздравления работников культуры с профессиональным праздником. Девушки перекусили и с новыми силами приступили к подготовке вечерней программы.
Перед завершающими состязаниями Антон Шайнуров озвучил предварительные результаты турнира. Чуть более часа подводились итоги и шли отрядные огоньки. Опустела школа вместе с ушедшим за горизонт солнцем.
Встреча, эмоции, память
– Большим заключительным коллективным делом для всех семей стало представление о том, как бы определённые соцсети развивались в выбранной стране. Наши кураторы пошли на жеребьёвку и вытянули для команды страну. Нашей команде достался Китай. И мы представляли, как в Китае развивается "ютуб". По-моему, тут уж простор был необыкновенный… Потом подвели итоги.
Награждали педагогов, команды… И был круг вожатский. Мы песни спели под гитару. Несколько самых-самых песен. И потом друг другу повязали ниточки на шею. Это вроде символа, ниточка от души к душе, от друга к другу… Мы и раньше так на коммунарских делали. И тут столько всяких чувств… Потом еще эмоциями поделились, что понравилось, как сборы повлияли, и всякое такое.
Конечно, пофоткались все вместе. Для нашего отряда это прямо машина времени, мы же уже из школы выпустились. А у нас, как всегда, здорово!
Вот такие впечатления от сборов остались у постоянной участницы многих школьных мероприятий, выпускницы Есаульской школы Анастасии Агеевой.
Сначала я хотел у Антона Шайнурова попросить результаты, озвучить рейтинги, но потом, после разговоров с учениками, выпускниками, гостями сборов понял, что грамоты, торты, медали – это все для внутреннего употребления. Некий стимул для семи-восьмиклассников. Главное в этих сборах в другом. В эмоциональной наполняемости. В том, что ученики и учителя в этот день стали соратниками, и что-то новое друг о друге узнали. Оказывается, кто-то играет на гитаре, кто-то замечательно танцует, кто-то учится играть на аккордеоне, стряпать вкуснейшие тортики, разговаривать по-японски или монтировать видео. И школьному активу Есаульской школы можно приглашать к себе гостей, показывать, как делаются коллективные творческие дела, какую роль во всем этом могут играть школьные активы.