Наша встреча с Надеждой Верной была нечаянной на знаменитом святилище Большие Аллаки. Молодая женщина спросила, не найдётся ли места в автомобиле для неё и её спутниц, если мы едем в какой-нибудь город Челябинской области? Место нашлось.
И уже потом, при более близком знакомстве, стало известно, что женщины любят путешествия. Надежда Леонидовна оказалась самой отчаянной путешественницей автостопом, а года три назад собиралась поучаствовать в экстремальной программе и прожить целую зиму в тайге. При удобном случае мы решили поподробнее расспросить Надежду о пройденных дорогах.
Всё увиденное – восторг
Тобольская крепость в декорациях
– Добралась до Тобольска. Еще несколько десятков минут, и я с нижней дороги поднимусь на возвышенность, войду в Тобольский Кремль и буду абсолютно счастливой женщиной. Какой же сюрприз приготовил город мне в этот раз? Я и представить себе не могла, что в эти мартовские дни 2017 года попаду на съёмочную площадку. Я не шучу! Восторгам нет предела. В Тобольске, в Тобольском Кремле снимается кино. Кругом выстроены настоящие декорации кинофильма «Тобол». Не удержалась, сделала фотографии и попросила сфотографировать себя у кареты. Карета из реквизита, но, наверное, именно так выглядели кареты во времена освоения Сибири, – рассказывает Надежда Леонидовна. – А вы спрашиваете, что интересного в таких путешествиях. А люди? Каких историй за дорогу можно наслушаться, классики отдыхают. И не только красивы наши люди своими рассказами, историями. В таких путешествиях понимаешь, что мы ещё очень добрые, сопереживательные, готовые помочь незнакомому человеку. Всегда есть чему в дороге поучиться, открыть для себя что-то новое. Всё, что происходит во время путешествия, эмоционально воспринимается острее. Когда едешь куда-то с комфортом, многое пролетает за окном. То есть мимо. А когда ты идёшь, едешь, преодолеваешь, в душе остаётся восторг.
Тобольск летом
– Надежда Леонидовна, чтобы совершить такое путешествие, спонтанно действовать нельзя. И чемоданов в дорогу не возьмёшь. Как путешественница автостопом собирается в путь?
Спички, фонарик, жилет
Любое путешествие начинается с ощущения. Возникает непреодолимая тяга обязательно увидеть что-то новое. Можно покатить в другие страны. Можно. Но у нас Россия такая большая – на всю жизнь хватит. Первое, что я делаю, провожу анализ наличия свободного времени, наличия финансов и собственного интереса. То есть, куда я хочу: на природу или в урбанистические джунгли. Исходя из вышесказанного, выбираю точку, куда я поеду. Потом на бумаге составляю план: сколько я буду добираться. Считаем примерно время, удваиваем его, потому что не всякий первый встречный водитель подкинет тебя до нужного места. Если еду в город, отмечаю все места, где я должна побывать. Если достопримечательности платные, желательно знать, сколько это стоит. Спланированное, даже при непредсказуемых поворотах сюжета, намного лучше, чем поездка наобум.
И только потом собираю вещи. Их же максимально мало должно быть, потому что автостопщик, как быстрая улитка – весь дом несёт с собой.
В рюкзак кладём сменную одежду. Желательно иметь теплую вещь. Берём предметы гигиены, малую аптечку, репелленты. В рюкзаке должны быть палатка, спальник, если жить на природе, толика еды, литр питьевой воды, телефон, дополнительный аккумулятор, зарядник, нитки с иголкой, спички, фонарик, желтый жилет, ложка, кружка, пакетики кофе и чая. Сладкоежки килограмм сахара всегда таскают с собой. Здорово помогает, когда есть нечего, а кушать очень хочется. Конечно, в рюкзаке должны быть деньги. Не вижу смысла человеку, у кого деньги есть, ехать куда-то совсем без них. Автостоп – это не халява и не сбережение средств – это образ жизни. Хотя денежки, чего греха таить, экономит.
– Про деньги, если можно, подробнее чуть-чуть.
Завтрак туриста
Три тысячи – хорошие деньги
Надежда Леонидовна улыбается своей открытой очаровательной улыбкой.
– Выезд на природу, например, на Большие Аллаки, на Чусовую, на Аркаим может ничего не стоить. Еду не считаем. Чаще в дороге и на еду не тратишься, потому что, если тебя подбирают в дороге дальнобойщики, то они обязательно накормят. Шофера, кто долго работает и много ездит по стране, по-настоящему открытые и очень искренние люди.
Ханта-Мансийск
Если вы едете в город, то рассчитывайте на общественный транспорт, посещение достопримечательностей, походы в культурные места, посещение общепита, жизнь в хостеле. Например, мы в Костанае в театр купили билет через онлайн-кассу за 125 рублей. А в Москве средняя цена на посещение туалета от 30 до 50 рублей. Жизнь в хостеле рублей 500. В Казани в «Народной столовой» можно хорошо поесть на сотню. В Тобольске в ресторанчике «У Ершова» за эти деньги можно только чаю попить. В Перми, если не изменяет память, каждую третью среду месяца в музеях дни открытых дверей – пускают бесплатно. В Казани перед Чемпионатом мира по футболу хостел обошёлся в 700 рублей. В общем, три тысячи в кармашке рюкзака должно быть.
– Какое время человек может жить на перекладных?
Костанай
Не просто лес, за спиной тайга
Длительность похода каждый выбирает себе сам. Есть люди, которых, вроде, и тянет куда-то. Они готовы, но через двое суток кочевой жизни в них просыпается тяга к цивилизации и дивану. Вообще, автостопом можно ехать столько, насколько есть время, и запас финансовых средств. И ещё – у человека, решившего путешествовать автостопом, должна быть сила духа. Представьте, вы вечером поймали машину в попутном направлении. Водитель говорит, что он только до поворота на Ялотуровск, а вам в Тобольск. Но вы соглашаетесь. И едете в предзакатных летних сумерках по хорошей автотрассе, рядом с которой только лес. Впереди щит, возвещающий о названном повороте. «Приехали!» – говорит водитель. Время полпервого ночи. И человек, который тебя вёз, не виноват, что поворот случился не в семь утра. Ты выходишь из машины, а над тобой зависла прилетевшая не знамо откуда туча. Идёт дождь, темно. А за спиной не просто лес. За спиной настоящая сибирская тайга. Машина вздохнула, мигнула желтым огоньком поворотника, посветила габаритными огнями и пропала в ночи. И никого не заставишь везти тебя дальше. Значит, будешь идти вперёд, поднимая фонарик на каждую встречную одинокую машину. До тех пор, пока не найдётся такой человек, кому нужно скоротать дорогу.
Ялотуровск
Говорят, есть сайт «Подвезу бесплатно», но мне не доводилось воспользоваться.
Я могу путешествовать от двух до семи суток. Потом тянет домой. Наступает насыщение. Эмоций – гора, фотографии в фотоаппарате, мозг это должен переваривать.
– Надежда, вы часто говорите об эмоциях, восторгах. Чем можете поделиться таким, что врезалось в память.
Костанай
От тюрьмы до упокоения
– В Тобольске не так давно хостел открыли в бывшей крепостной тюрьме. То есть в обычных камерах можно переночевать. Рассказать это не получается. Надо приехать в Тобольск и попроситься на ночлег в казематы. Ещё в Тобольске в Кремле есть лестница. На неё нужно ходить вечером или ночью. Говорят, тогда многим людям приходят озарения.
В Нижнем Новгороде я была на Чкаловской лестнице, посещала Кремль, смотрела на экспонаты в музее Горьковского автомобильного завода, гуляла по набережной и проехала по канатной дороге через Волгу. Что сказать? Под ногами твоими нет бетонной тверди моста. Ты как будто летишь, а под тобой величественная река.
Нижний Новгород
Я не знала, что в Йошкар-Оле есть копия Спасской башни. Есть часы, показывающие самое точное время. Есть часы на башне, как в Мадриде, дома в венецианском стиле.
Казань – очень красивый город.
В Новосибирске я была в музее мировой погребальной культуры. Жутковато. Дорого. Но очень стоящее своеобразное место скорби. Дорога из Новосибирска с заездом Ялотуровск была почему-то тяжела, как кольчуга.
Хороша была поездка в 2018 году по Золотому кольцу. В Рождественские праздники побывала в Ярославле, Ростове Великом, Костроме. Сходила в резиденцию Снегурочки.
Резиденция Снегурочки
Костанай запомнился обильной и вкусной пищей. Путешественники всегда с большой охотой фотографируют еду и обязательно потом показывают другим. В Костанае было мясо. Порции большие – на двоих бы хватило.
В день летнего солнцестояния я приезжаю на Аркаим. Аркаим вообще стал началом всех моих поездок автостопом. И снова рассказать словами это невозможно. Передать словами закат на Шаманке невозможно, рассказать об утренней звезде, сходящей между горбами сопок – невозможно. Нельзя ощутить вкус воздуха, не вдохнув его.
– Почему возникает желание все бросить и ехать. Не в самолёте или поезде, а на перекладных с рюкзаком за плечами? И неужели одной?
Палаты в Ярославле
Грузовик и золотая осень
– С подругами путешествовать интереснее. Немного сложнее подыскать транспорт, но всё равно интереснее. И вообще, что значит, одна? В путешествиях возникают знакомства. Иногда обмениваемся адресами, телефонами. Есть дальнобойщики, которые в определённое время по конкретным дорогам идут – говорят, звони, подбросим. Завязываются другие знакомства. Я очень рада, что мои друзья готовы составить мне компанию, совместно преодолеть трудности. Потом так весело об этом вспоминать за чашкой чая. И ещё… Это моя жизнь. Не угрюмое серое бытие, а красота, которая нас окружает. Я восхищаюсь людьми, которые снимают профессионально, умеют подчеркнуть момент, хорошо показать место. Мне не всегда это удаётся. Есть фотографии, на которых изображено то, о чём знаю только я. Иные спрашивают: «Что это?». Так и хочется сказать: «Ну как – что? Это Кама зимой! Я впервые проезжала над рекой Камой. Но зимой! Поэтому Кама – это большое снежное пространство. Для меня это целая история. Или несколько других. Еду по Удмуртии… Движение слабое. Переезды короткие. Я еду в древнем грузовике. В кузове с верхом насыпан навоз. А вокруг такая красота! Золотая осень! Непередаваемо! Эндорфин зашкаливает. А фотографии из поездки все неудачные. Но я на них гляну, и снова древний грузовик, золотая осень, Удмуртия!
Аркаим в день солнцестояния
Мне всегда хочется сказать людям, нужно жить, не ограничиваясь телевизором и просмотром ленты в соцсетях. Жизнь прекрасна!