В деревне Киржакуль Сосновского района семья мастеров создает шедевры из металла. Мама рисует эскизы, а отец с сыном воплощают их в жизнь.
Пару лет назад, будучи в Теченском сельском клубе, я увидел в кабинете директора несколько кованых металлических изделий. Взгляд привлекла изящная, с почти просвечивающимися насквозь лепестками роза. Обратил внимание на сосредоточенную на взлете птицу, которая, расправив крылья, приготовилась взмыть вверх. Заведующая клубом Минзиля Даутова пояснила, что изделия вернулись с районной выставки. Автор Павел Черников, житель деревни Киржакуль. На обратном пути я заехал по указанному заведующей клубом адресу. Вышедшая ко мне из дома женщина ответила, что Павел на работе в городе и возвращается поздно вечером.
Имя Черникова всплыло в недавнем разговоре с заместителем главы Саккуловского поселения Татьяной Владимировной Абраровой. Она рассказала, что Павел занимается кузнечным ремеслом. Дома я застал семью Черниковых в полном составе – родители и двое детей. Оказались они людьми гостеприимными, открытыми, без утайки поведали о своем житье.
До девяностых годов семья Черниковых проживала в Таджикистане. Мать преподавала в школе, отец работал сварщиком, ушел из жизни до переселения. С распадом СССР семья перебралась в Россию. Поселилась в Киржакуле. Мать устроилась на ферму дояркой. Павел, отслужив в армии, перепробовал несколько профессий, однако ни в одной не находил полного удовлетворения. Неослабевающее с годами желание, возникшее еще в детстве под отцовским влиянием, работать с металлом, создавать своими руками различные изделия все больше овладевало им.
Превращению мечты в реальность помогла женитьба. Жена Алина оказалась натурой деятельной, творческой. Хорошо рисует, владеет мастерством гравировки по стеклу. В жене Павел нашел единомышленника.
Под кузницу арендовали небольшое помещение в бывшем совхозном цехе. Изготовили горн, установили оборудование, необходимое для работы с раскаленным металлом. Начали супруги, как сказал Павел, с простых, незамысловатых изделий. Сначала представили их в Интернете, дарили знакомым, вскоре появился первый заказчик. Сейчас в поселке Есаульском у одного частного двора можно полюбоваться коваными воротами, на которых по водной глади плывут навстречу друг дружке два объемной формы лебедя. Далее в помощь пришло сарафанное радио.
Выковывали супруги по заказам сложной конструкции люстру, разнообразной формы светильники, подсвечники, различных зверюшек и пернатых. Эскизы будущих изделий рисовала Алина. Их согласовывали с заказчиками, порой вносили изменения по вкусам и запросам. Одобренный заказчиком эскиз в мельчайших деталях воплощали в металле. Нередко у горна в паре с Павлом стояла Алина. Наиболее запоминающимся заказом стало изготовление дракона. Было потрачено много времени и сил. Его пожелал для своей усадьбы один предприниматель.
– Ковать корпус дракона было несложно, – рассказывает Павел. – Большие затруднения были связаны с изготовлением чешуи. Потребовалось выковать тысячу небольших, тоненьких пластинок и прикрепить их внахлест к туловищу дракона. Справились. Заказчик остался доволен нашим мастерством.
Доводилось железные бруски превращать в скульптуры, различные украшения для гостиных, ковать садовые беседки, витражи и многое другое. С недавних пор в кузнице рядом с отцом встал вернувшийся из армии сын Денис.
По словам Павла Ивановича, кузнечная профессия, несмотря на появление множества мастерских по металлу, постепенно вытесняется.
– Кузнецов, которые непосредственно имеют дело с раскаленным металлом, осталось пять-шесть человек в области, – утверждает мастер, – большинство работают на станках холодной прокатки. Они способны придать металлу любую заданную форму. Это проще и дешевле.
При этом, по убеждению супругов, истинное мастерство всегда будет востребовано знатоками. Поэтому в будущее они смотрят с оптимизмом, придумывают новые проекты, размышляют над расширением ассортимента, ищут другие способы развития своего дела.