Ситуаций, когда гражданин вынужден обратиться в полицию великое множество, стандартных среди них просто не бывает.
Нет среди них и единых готовых советов. Неизменным остается при обращении граждан в полицию процедура приема заявлений, письменных или устных сообщений. В качестве примеров можно рассмотреть несколько ситуаций.
Ситуация первая. Вы находитесь на месте преступления – являетесь свидетелем или потерпевшим.
Позвоните по телефону «02» и обязательно дождитесь сотрудников полиции. После их прибытия первостепенная задача потерпевшего – оформить протокол-заявление, свидетеля – дать объяснение возникшим обстоятельствам. Выехавший на место происшествия дежурный следователь обязан выдать потерпевшему (не свидетелю!) талон-уведомление. Выдача талона-уведомления является констатацией факта регистрации совершенного преступления. Иногда возникает ситуация, когда потерпевший не может четко определить нанесенный во время кражи, грабежа или разбойного нападения материальный ущерб. В таком случае в дальнейшем нужно прийти в районный отдел полиции и представить список похищенного, приложить его к своему заявлению.
Ситуация вторая. У вас есть информация о совершенном или готовящемся преступлении.
Знайте, такого рода сообщения принимаются круглосуточно. Вы можете прийти в любой орган внутренних дел, обратиться к оперативному дежурному и рассказать о том, что с вами произошло. Вам сразу же предложат пройти к тому сотруднику полиции, который наиболее компетентен в вашем вопросе. Возможно, некоторое время придется подождать. Но потом вас обязательно выслушают, примут ваше заявление, после чего составят протокол принятия заявления. Разъяснят ответственность за ложный донос. Протокол заверят вашей подписью. Вам выдадут талон-уведомление о принятии заявления.
Для первой и второй ситуации характерно следующее: по заявлению или сообщению о преступлении, полученному от граждан, в течение не более чем трех суток (в исключительных случаях не более десяти суток) должно быть принято решение: или возбуждено уголовное дело, или сообщение направлено по подследственности (например, в прокуратуру), или направлено в районный отдел по территориальности. О любом из этих решений обязательно сообщается заявителю. Вы имеете право обжаловать принятое решение или действия сотрудников полиции у вышестоящего руководства ОМВД, УМВД, ГУВД, МВД, в прокуратуре, других компетентных учреждениях и организациях по своему усмотрению.
Ситуация третья. Вы приходите на прием к руководителям районного отдела внутренних дел с жалобой, просьбой или сообщением о правонарушении (преступлении).
Ежедневно прием граждан ведут первые руководители ГУ МВД, УМВД или ОМВД. Внимательно выслушав посетителя, руководитель вправе принять решение о дальнейших действиях, или он передает заявление в ту службу, которая решит вашу проблему, или вызывает сотрудника для беседы непосредственно с вами. Если речь идет о совершенном или готовящемся преступлении, сотрудник полиции составляет с ваших слов протокол-заявление в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса.
Ситуация четвертая. Вручение заявления о преступлении
Заявление о совершенном или готовящемся преступлении, причем как устное, так и письменное вы можете вручить любому встретившемуся вам сотруднику полиции, даже если он находится вне служебного помещения. В этом случае талон-уведомление вам не выдается (у сотрудника полиции его просто нет.)
Ситуация пятая. Заявление о совершенном или готовящемся преступлении вы можете отправить почтой.
Для этого нужно указать свои данные (фамилию, имя, адрес, контактный телефон). Если вы не хотите этого делать, лучше прийти на прием к руководителю УМВД или ОМВД. Это эффективнее анонимного заявления. В любом случае каждое поступившее по почте заявление оформляется по общим правилам регистрации входящей корреспонденции, рассматривается первыми руководителями, по нему принимается решение. Заявителю по почте в обязательном порядке направляется ответ.
Обращаясь в органы внутренних дел, помните: не принять от вас заявление не имеют право. Это нарушение закона.