Прокуратура Сосновского района Челябинской области разъясняет законодательство в сфере противодействия коррупции.
Основные направления деятельности организаций и предприятий, направленных на противодействие коррупции
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности по соблюдению требований и принятию мер по противодействию коррупции возложены не только на лиц, замещающих государственные, муниципальные должности, должности государственной и муниципальной службы, но и на организации, вне зависимости от их организационно – правовой формы и формы собственности.
Так, ст.13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ на организации (предприятия, учреждения) возложена обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции, которые могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Указом Президента РФ от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» на Министерство труда и социальной защиты РФ возложена обязанность подготовить методические рекомендации по вопросам, касающимся предупреждения коррупции, в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Согласно Методическим рекомендациям по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации, в т.ч. меры по предупреждению коррупции в организациях (утв.Минтрудом России в 2019).
При этом Методические рекомендации относительно мер по противодействию коррупции в первую очередь рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством РФ не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (т.е. в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Указанными Методическими рекомендациями регламентированы нормативно-правовое обеспечение работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; основные принципы противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации, на основании которых организациями возможна самостоятельная разработка, утверждение и принятие мер по предупреждению коррупции в целях недопущения совершения коррупционных правонарушений и преступлений.
Административная ответственность работодателя в случае нарушения уведомительного порядка при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон), частями 1 и 2 ст.64.1 Трудового кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 №29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» (далее – Правила) при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Аналогичное положение закреплено в ст. 64.1 Трудового кодекса РФ.
В силу ч. 5 ст. 12 Закона о противодействии коррупции неисполнение работодателем указанной обязанности в установленный срок влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 №29 установлен порядок сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
В соответствии с п.3 Правил письмо (сообщение) работодателя о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы, оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя.
Невыполнение указанной обязанности, предусмотренной законом, влечет административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного, муниципального служащего, либо бывшего государственного и муниципального служащего, установленную ст.19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Меры по противодействию коррупции при ведении закупочной деятельности
В рамках реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №44-ФЗ) предусмотрен ряд мер, направленных на снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, Законом №44-ФЗ предусмотрено обязательное общественное обсуждение закупок (статья 20); установлены право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (статья 102); запрет на членство в комиссиях по осуществлению закупок лиц, заинтересованных в результатах процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 39); предусмотрены механизм раскрытия информации о выгодоприобретателях и руководителях, в том числе членах коллегиального исполнительного органа, организации поставщика (подрядчика, исполнителя) при заключении крупных контрактов (часть 19); возможность в судебном порядке признания недействительным контракта, заключенного заказчиками, должностные лица которых состоят в браке либо являются близкими родственниками с выгодоприобретателями либо руководителями организаций поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 22 статьи 34);
Кроме того, пп.7.1 п.1 ст.31 Закона №44-ФЗ предусмотрен запрет на участие в закупках лиц, которые в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке были привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, положениями Закона №44-ФЗ предусмотрены механизмы, направленные на снижение коррупционных рисков и злоупотреблений в сфере государственных закупок.
Административная ответственность юридических лиц
Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон). В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Минтруд России в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, обращает внимание, что применение мер ответственности за коррупционное правонарушение к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновного физического лица. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридического лица. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, данные нормы распространяются и на иностранные юридические лица.
Поскольку законом не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц, в отличие от физических, для юридических лиц установлена административная ответственность.
Статьей 19.28 КоАП РФ установлены меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение на юридическое лицо административного штрафа).
Следует отметить, что составом ст. 19.28 КоАП РФ охватываются не только действия по даче взятки должностному лицу, что предусмотрено ст.291 УК РФ, но и лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, что относится к преступлению, предусмотренному ст. 204 УК РФ (устанавливающей ответственность за коммерческий подкуп).
Во взаимоотношениях между коммерческими организациями могут возникать ситуации, когда одна из сторон предлагает работникам контрагента денежные средства, иные материальные блага с целью получения услуг быстрее, бесперебойно или с целью приемки товаров и услуг без достаточного внимания к качеству и количеству передаваемых благ.
Статьей 19.28 КоАП РФ не установлен перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к привлечению организации к административной ответственности, предусмотренной данной статьей. Судебная практика показывает, что чаще всего такими лицами становятся руководители организаций, но и нередки случаи, когда своими указанные противоправные действия совершаются иными работниками.
Работодатели могут быть привлечены к ответственности за действия любых работников, чьи неправомерные действия будут признаны совершенными в интересах юридического лица.
Ответственность физических лиц
Общие положения об ответственности физических лиц за коррупционные правонарушения установлены ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон).
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Соответствующие выдержки из нормативных правовых актов собраны в приложении №1 к утвержденным Минтрудом России Методическим рекомендациям относительно мер по противодействию коррупции. Некоторое внимание стоит уделить дисциплинарной ответственности работников за коррупционные нарушения, поскольку именно для их предотвращения работодатели обязаны принимать соответствующие меры.
В качестве одной из мер по предупреждению коррупции, работодателем в трудовой договор может быть включена антикоррупционная оговорка, представляющая собой ряд требований, которые обязуется исполнять работник организации. Поскольку наибольший риск совершения коррупционных правонарушений имеется у работников организации, занимающих руководящие должности, то наиболее распространенными случаями внесения подобной оговорки являются трудовые договоры руководителя, его заместителей, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера.
Однако, как показывает судебная практика, подобная оговорка может включаться в трудовые договоры иных работников, в первую очередь тех, кто сталкивается при исполнении своих обязанностей с представителями различных проверяющих и контролирующих государственных органов. К ним можно отнести водителей, сотрудников бухгалтерии, технического обслуживания установок и механизмов (проходящих проверки органов, осуществляющих технический, пожарный надзор) и других работников.
Согласно ч. 5 ст. 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Руководствуясь указанным положением, работодателями разрабатывается стандартная антикоррупционная оговорка, включаемая в трудовые договоры работников организации. В том случае, когда деятельность работодателя регламентирована специальными нормативными правовыми актами и для него установлены дополнительные ограничения в части недопущения конфликта интересов, работодателем могут конкретизироваться соответствующие положения в применяемых антикоррупционных оговорках.
Трудовое законодательство не предусматривает специальных оснований для привлечения работника организации к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.
Тем не менее существует возможность привлечения работника организации к такой ответственности – при наличии в организации локальных нормативных актов, предписывающих работникам соблюдать меры по противодействию коррупции, разработанного алгоритма действий в случае возникновения угрозы нарушения антикоррупционного законодательства, и не соблюдении работниками требований указанных нормативных актов, в том числе в случае нарушения работником положений антикоррупционной оговорки. В данном случае работники могут быть в общем порядке привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или в отдельных случаях увольнения.
Так, согласно ст. 192 ТК РФ к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336, а также п. 7 или 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Прокуратура Сосновского района
фото из архива редакции