Весь блеск и артистизм учителей Долгодеревенской школы Сосновского района в 70-е годы был связан с братьями Кузнецовыми.
Недаром позднее преподаватель черчения, рисования и физкультуры Валентин Иванович Кузнецов стал народным художником и лауреатом многих выставок.
Но не все знают, что у его старшего брата Степана Ивановича когда-то была музыкальная слава почти как у Леонида Утесова (конечно, в сосновских масштабах).Наш учитель музыки со своим баяном даже внешне немного напоминал общительного Костю Потехина из «Веселых ребят». Родители рассказывали о солдатском пути Степана Ивановича – светлая ему память. Но для школяров главными были его уроки пения.
45 минут в Индонезии
В те времена мелодии народов Союза нормальные дети отличали на слух и даже пели. Грузия? – «Сулико!». Северные народности? – «А олени лучше!». В солнечной Молдавии, мы считали, народной песней был «Клен кудрявый».
В нашей школе учились ребята из русских, башкирских, казахских, украинских и немецких семей. Как во все времена, в 5-7 классах девчонки обожали петь, а мальчишки нахально халтурили. И вот однажды Степан Иванович решил разучить с ними эстонскую рыбацкую песню. Имя Георга Отса, в чьем репертуаре была эта мелодия, завораживающе подействовало на девчонок. Но песня была для баритона! Она звучала басовито, мужественно:
Эту лодку строил
я не как-нибудь,
Знаю, как из дуба борт
широкий гнуть.
Мачты-хворостинки
там я не крепил
И не шил ей алых
парусов-ветрил.
Лодкой с мотором управляли три смелых друга, причем младший замечательно пел на все Балтийское море: «Рыба, его слушая, сама заходит в сеть».
За два-три урока и пару репетиций мальчишеский ансамбль так продвинулся, что вся школа потом восхищалась. А Степан Иванович продолжал расширять наш кругозор, разучивал с нами новые детские песенки народов мира. До сих пор многие помнят индонезийскую песенку, с припевом «дуг-диг-даг-диг, дуг-диг-даг-диг». Это лошадка бежит по дороге, а мальчишка гордится и поет:
Позволил папа править
мне
И в руки вожжи дал,
Сам Раджи бы от зависти
Покой свой потерял!
А еще была смешная французская песенка «Кадеруссель богато жил», отрывок из азербайджанской оперетты («Цып-цып, мои цыплятки») и много других песенок. Однажды наши ребята, изучавшие немецкий язык, под руководством учителей поставили целый спектакль с диалогами и музыкальными номерами. «Человеком-оркестром» на вечере стал наш Степан Иванович.
Интересно, это учебная программа по предмету такая была или Степан Иванович сам искал для уроков народную музыку? Став взрослыми, мы пришли к выводу, что как человек талантливый, наш учитель смог увлечь и заразить нас народной музыкой. Но единая учебная программа для всех школ Союза, вероятно, существовала. Как-то мы с девчонками открыли лежавший у него на столе нотный сборник «Песни стран народной демократии» и прочитали под нотами один из текстов:
Как наш Яцек шел
к Малаце,
Влез в чужую хату,
Там его бабуся взгрела
Тепленьким ухватом.
Частушки, что ли? Мы посмеивались и фыркали весь день. Песня точно была не для седьмого класса. Так что подобрать лучшее именно для подростков, разложить партии на голоса, создать интересный аккомпанемент, – все это было полностью заслугой Степана Ивановича.
«Кабы были все, как вы, ротозеи»
Никогда в жизни мы не пели так много, как в школе. Каждый класс готовил КВНы, музыкальные постановки на общешкольные конкурсы, а еще были занятия большого хора.
Как-то к юбилею революции ребята из других параллелей выбрали для постановки что-то из Пахмутовой и революционной классики, а мы, «бэшники», снова отличились. Готовились втайне от учителей, репетировали на дому… И вот школьный вечер. Наш номер объявили коротко:
– Стихи Демьяна Бедного!
На сцену вышел такой очаровательный Ванюша с длинными ресницами (Надя Широкова), а потом «тут и вся моя родня набежала». Родня была неузнаваемо загримирована и пела свои песенные партии в ярких платках, полушубках, валенках, лаптях… «В Красной Армии штыки чай найдутся, без тебя большевики обойдутся». Потом Ваня с винтовкой мужественным голосом призвал родичей к порядку: «Что бы стало от Москвы, от Расеи?». Балаган устроили знатный.
Учителя в жюри вытирали слезы от хохота. Нам дали, кажется, третье место – остальные-то классы выступили на более высоком уровне. Классный руководитель Нина Алексеевна Борцова тогда раз и навсегда запретила ставить девчонку на мужскую роль.
В ее спектакле «Король-олень» по сказке Карло Гоцци Надя играла комическую роль служанки Смеральдины.
Привилегированная нация – дети
Школа обогащала знаниями и развивала таланты. Старшеклассников целыми поездами везли в каникулы в Ленинград, Волгоград, Ульяновск и по городам Золотого кольца. Пешие походы в Ильменский заповедник, на родину Галимова Саляма в Таскино и к истокам Зюзелги длились от суток до 10 дней.
О речке Зюзелге туристы с любовью пели у костра:
По степи петляя
С Аргазинских масс,
Льешься ты, родная,
До реки Миасс…
Даже не верится, что нашему выпуску в этом году исполняется 50 лет. Если видим на сцене хороший хор ветеранов, по себе знаем – этот песенный запал у них с детства! Как у всех, кто «сделан в СССР».
10 Б класс Долгодеревенской школы, выпуск 1972 года
Хотите поделиться воспоминаниями о жизни при СССР? Звоните 8 35144 52368.
фото из архива
Куплет песни про Зюзелгу помню по-другому начинался, пели её под аккомпонемент Степана Ивановича.
По полям виляя, с Аргазинских масс,
Льешься ты, родная, до реки Миасс.
Припев
Речка Зюзелка, хоть ты и не большая.
Притоков как у Волги в тебе нет.
Но все же ты мне самая родная.
Роднее всех великих рек.
Долгая в низине раскинулась шатром.
Нам из школы нашей видно все кругом