Председатель Комитета Государственной Думы по просвещению Ольга Казакова представила поправки на площадке МИА «Россия сегодня».
«Закон «Об образовании» описывает учебную программу как примерную, рекомендательную, а там, где нет обязательного, отсутствует конкретика. Мы должны оградить нашу систему от этого и выстроить четкую вертикаль процессов, которые происходят в школе», — сказала Ольга Казакова.
Южноуральское педагогическое сообщество уже обсуждает введение нового «золотого стандарта». Самый важный аспект касается учебников. Директор челябинского Образовательного центра № 5 Евгений Марченко уверен, что изменения нужны, но есть все же нюансы. Сегодня образовательные программы разрабатываются самими школами и учителями в соответствии с федеральными государственными стандартами. Но они не являются обязательными для исполнения, и носят лишь рекомендательный характер.
«Золотой стандарт», который предлагается, на мой взгляд, в нем есть положительные аспекты и есть риски все же. Плюсы – это единообразие содержания именно учебников, потому что сегодня, если мы откроем учебник русского языка, географии, да, любой, у них несколько вариантов и, как ни странно, разное содержание. Здесь хотелось бы прийти к единому стандарту. Но важно сохранить вариативность. Я имею в виду: есть разные дети и подход к ним должен быть тоже индивидуальным. То есть учебник должен быть разноуровневым», — рассказал площадке «Объясняем. РФ Челябинская область» Евгений Марченко.
Согласно поправкам, независимо от социально-экономического статуса семьи, места образовательной организации условия для воспитания, обучения и развития ребенка, содержание образования должно быть одинаковым, особенно в условиях быстро меняющегося мира, когда семьи могут переезжать.
«Сейчас очень большая ротация детей. Семьи приезжают из близлежащих территорий, и родителям при выборе школы чаще всего важны три показателя: близость от дома, качество образования и комфортная адаптация. И чаще всего родители задают вопрос: «А какой у вас учебник?» Ведь именно знакомая программа помогает быстрее войти в новый коллектив. И иногда, вопреки желанию, мамы и папы выбирают школу по учебникам, а не ту, в которую удобно и близко ходить ребенку. Принятие «золотого стандарта» могло бы решить эту проблему», — прокомментировала директор челябинской школы № 42 Ирина Пономарева.
Такой тезис поддерживает и родительское сообщество. Вот как комментирует нововведение Оксана Кирюшина Президент АНО «Союз родителей», член Общественной палаты Челябинской области:
«Адаптация к школе – это стресс и для ребенка, и для родителей. Чтобы этот переход был более легким, нужно прийти к единообразию программ и учебников. Введение «золотого стандарта» могло бы облегчить это процесс. Ребенку стало бы проще адаптироваться к школе, в новом учебном заведении он бы увидел такие же учебники, выполнял те же задания».
Возложить ответственность за содержание учебников намерены на Минпросвещения России. Министерство будет формировать авторские группы, которые должны создать пособие, после чего будет утверждаться текст. Он будет размещаться в открытом доступе для общественного обсуждения. Таким образом, содержание учебников станет единым, а печатать их по-прежнему смогут разные издательства.
С точки зрения учителя новый стандарт оптимизирует деятельность педагога: это и методическая подготовка, и документооборот. А также для педагогов это еще и обмен опытом.
Автор: Министерство просвещения Российской Федерации
Фото: Андрея Мизерова