Мы продолжаем путешествие во времени по страницам газеты «Сосновская нива»,
получившей это название двадцать пять лет назад.
И это не просто путешествие людей, живших в то время и живущих сейчас, это попытка сравнить «горести и печали» ставших взрослыми «детей горестного десятилетия», в которых оказались их родители в девяностые.
Как-то мы обмолвились, что первые номера газеты «Сосновская нива», вышедшие после новогодних праздников 1994 года, не затрагивали тему стремительного разрушения устоев советского строя. Но к марту становится понятно, в жизнь общества, приученного к заботе государства, врывается «дикий капитализм». Люди, знавшие с 1961 года строгие и редко повышавшиеся цены на основные продукты питания, тарифы на воду, свет, тепло, платившие в ЖКХ за все предоставляемые услуги рублей по пять в месяц, столкнулись с невиданным в обществе зверем – алчным порождением забугорного капитализма – инфляцией.
Газета «Сосновская нива» становится зеркалом всех изломов жизни девяностых. На третьей странице номера за 5 марта только о хорошем: о красоте женщин в канун весеннего праздника, об учителях Долгодеревенской школы, об отзывчивых медиках районной больницы и должном отношении администрации района к работникам бюджетной сферы: «Медицинских работников не оставляют без внимания, и финансирование этой бюджетной сферы идёт своим чередом. Администрация райбольницы всяческими способами старается помочь медикам в обеспечении продуктами питания и другими товарами… добывают для сотрудников сахар и муку, масло и другие продукты питания»… Если не знать, что написала это корреспондент «Сосновской нивы» Надежда Горбунова 5 марта 1994 года, можно подумать, читаешь сводку из блокадного Ленинграда.
Обесценивание денег приводит к росту цен, к которым люди психологически не готовы. В короткой заметке «Коммунальный беспредел» сообщалось: «За двухкомнатную квартиру комхоз требует платить девять тысяч в месяц. Уместно спросить, а с чем это связано? Ведь дома не ремонтируются десятилетиями: крыша течёт, батареи засорены, подвалы заросли грязью, чердаки завалены голубиным помётом метровой толщины… Плата за воду возросла более, чем в сто раз. Но совсем удивила плата за канализацию – 1583 рубля с человека…. Никаких законных рамок не соблюдает садоводческое товарищество «Дружба». Уже и земля приватизирована, и прокладка водопровода оплачена, и налоги погашены, а многотысячные поборы продолжаются. Неужели нельзя найти управу на зарвавшихся руководителей?»
* * *
Но рядом с отчаянным «криком души» заметка про новый сериал, выходящий на экраны канала «Останкино». Мексиканские актрисы Вероника Кастро и Виктория Руфо стали любимыми женщинами не только жителей Сосновского района – «Просто Мария» и бедная Роза жили своей киношной параллельной жизнью с нашей страной. У них там, в Мексике, плакали богатые. Женщины Сосновского района рыдали вместе с Марией, на сорок пять минут забывая, что «Наша семья состоит из трех человек. Я нахожусь в отпуске по уходу за ребёнком. Работает один муж в хозяйстве. Получает пятьдесят тысяч. Считали, что на престижной работе. Так бы и жили, если бы не последняя новость. Литр молока стоит 300 рублей. Мы и покупаем только молоко. Хлеб я пеку сама, мясо своё… Раньше я считала, что мы живём в достатке. А теперь боюсь сознаться – на грани нищеты, если месячной зарплаты хватает только на 30 банок молока».
* * *
Глава района Валерий Котегов и администрация района пытаются регулировать денежные потоки, так как в районе ещё существует множество предприятий, большинство из которых сельскохозяйственные. И сельхозпроизводители в новой экономической ситуации, с одной стороны, натолкнувшиеся на рыночные цены от нефтяных и заводских монополий, с другой – прижатые государством в ценообразовании на продовольственные товары, пытаются «скрыть» наличные деньги от прохождения через кассы, чтобы уйти от налогов. Например, МП «Стройсервис» не сдавали в кассу выручку в сумме пяти миллионов рублей. Нарушения допущены филиалом «Россия», когда в кассы Мирненского и Томинского потребительских обществ поступило 436 миллионов рублей, а в кассу филиала сдано 223 миллиона рублей. Денежные потоки пытались регулировать филиал комзембанка, налоговая полиция, РОВД и один из замов главы района. Но получалось это плохо..
Из Архангельского сообщали: «Пять месяцев ферма без зарплаты. А зимовка идет без срывов…»
Но народ не хотел сдаваться. В середине марта в районном центре устроили большой праздник проводов русской зимы. Приходили все. Играли, соревновались, по столбам лазали, выигрывали то часы настенные, то живого поросёнка, пели под гармошку, катались на тройках. Никто не верил, что в нашем государстве может вспыхнуть война.
* * *
Весной 1994 года вскользь, неохотно заговорили о разрастающемся кризисе на южных границах нашей страны и на Кавказе. В маленькой Чеченской республике, считавшейся территорией России, окопались бандиты и сепаратисты. Но в марте ещё никто не предполагал, что через девять месяцев призывники из Сосновского района, офицеры Российской армии, уроженцы Сосновского района будут гибнуть в жесточайших военных столкновениях.
* * *
Через пять лет, в марте 1998 года многие проблемы, родившиеся в 94 году, усугубились. Будучи рядом с административными работниками корреспонденты «Сосновской нивы» старались отмечать положительное в работе местного самоуправления, тогда ещё только зарождавшегося. Но недовольства граждан было хоть отбавляй. Отчёт о деятельности администрации района проходил в посёлке Солнечном. Вроде бы по меркам «тонущего парохода» всё в посёлке работало: несколько магазинов, отремонтированные водоводы на Полянном и Нагорном отделениях, детский сад на 130 мест, само предприятие в числе первых рассчиталось с товарными кредитами. Но жители на сходе спрашивали представителей власти: почему в больнице и домах холодно? Почему нет никакой телефонной связи с райцентром? Почему балонный газ не возят?
Неведомо было жителям Солнечного, что в южной части района, в таких посёлках, как Витаминный, Высокий, Вознесенка, Биргильда, нет ни связи, ни медицинских работников, ни предприятий, где бы люди деревень могли работать. В 1998 году 5366 жителей Сосновского района оставались без квалифицированной медицинской помощи. В Кайгородово и Витаминном уже были разрушены клубы, на стене одного из них синей краской было написано: «Я вас всиравно всех взарву!»
Но при всей экономической неразберихе новое поколение жителей Сосновского района уже выбирало кока-колу и устраивало в своих учебных заведениях конкурсы красоты «Мисс Вселенная», невиданные дотоле десятками поколений учеников и учителей. В марте 1998 года целая страница газеты была посвящена этой иностранной забаве, о которой рассказывала корреспондент газеты Светлана Дрыжак, а фотографии красавиц создавал фотокор Андрей Мизеров. Молодое поколение начинало жить новой жизнью.
Сегодня героиням и героям тех публикаций по тридцать пять-сорок. Они выстроили новые отношения в экономике, активно эксплуатируют компьютерную технику, создают собственные предприятия, ведут бизнес, трудятся на современных производствах.
* * *
За истекшие два десятилетия в новой России жителям Сосновского района удалось переломить представления о «патриархальном» укладе сельской жизни. Сегодня старые и новые сельские населённые пункты района приспособились обслуживать крупный мегаполис, строить на своей территории жильё, производить в большом количестве востребованные продукты питания, интегрироваться в новую экономику и выйти за границы одного муниципального образования. Сегодня мясо курицы, произведённое в Сосновском районе, кушают жители Челябинской и Свердловской областей, жители Китая. Макароны, произведённые на «Макфе», расположенной в пяти километрах от районного центра Долгодеревенского, знает весь мир. Южная часть Сосновского района интенсивно развивает инвестиционную привлекательность для среднего бизнеса и поощряет масштабное строительство жилья.