Сбывается хрустальная мечта старшего поколения?.. Пожалуй, – Верхний холл РДК заполнен подростками. И они общаются с историками, открывающими неведомое на территории знакомых поселков Сосновского района Челябинской области.
Будут новые раскопки
Авторы докладов на районной конференции «Сохранение традиционной народной культуры» ценят сторонников и помощников. Каждый ищет свою команду.
Очень колоритно с этой точки зрения прозвучал рассказ известного спелеоархеолога Владимира Юрина о базальтовых пещерах Сосновского района. Мало того, что Владимир Иванович старший научный сотрудник Центра историко-культурного наследия г. Челябинска, исследователь сотен пещерных комплексов и крестный отец сосновского мамонта (точнее, его предка – древнейшего слона) – Юрин еще и полковник в отставке, умеет организовать молодежь. Поэтому у него много последователей, ассистентов, учеников.
На конференции ученый нашел верный тон в разговоре с парнями-кадетами. Впереди осень и зима, а у него уже четкий план на новый сезон раскопок. Пора готовить защитные каски, лопаты, ломики и сухпайки для полевых условий. А Интернет и смартфоны, говорит Юрин, нужны для новых знаний об Урале, а не только для развлекаловки.
Древние обереги
Одни школьники впервые примерят на себя исследовательскую миссию, а для других она уже стала необходимостью. Только представьте такую ситуацию. Руководитель отдела культуры Татьяна Маркина благодарит маститое научное сообщество за внимание к нашей конференции. А через несколько минут на этом звездном фоне вдруг звучит имя обычной сосновской девятиклассницы Арины. Какую же научную работу она проделала?
Арина Нургалина терпеливо и методично расшифровала орнаменты старинной одежды башкирских женщин. Эти символы не первый век изучают историки, в их книгах приводятся рисунки и описываются обычаи. Надо только внимательно разобраться в орнаментах и описать главные. Конечно же, у девушки были руководители и помощники. Научным руководителем стала учитель Теченской школы Ольга Сергеевна Клюшина, а консультантом, историком и модельером – мама Арины.
– С давних времен люди делали свою одежду не только практичной и красивой, но и оберегающей, защищающей от злых сил, – рассказывает Арина. – Башкирский орнамент – это узор, основанный на ритмическом повторении растительных, геометрических и зооморфных элементов. Так же украшались посуда, оружие, пояса, праздничная и повседневная одежда.
Орнамент на костюме обладает обереговой силой и исторической памятью. На изготовление длинного и широкого мужского пояса шли сукно, шелк и бархат. Женское платье украшалось еще более изысканно. Элементы орнамента распределяются в 2-4 ряда. Канва составлена из ритмически повторяющихся элементов. Преобладающие цвета – красный, черный, желтый и зеленый. Реже встречаются голубой и синий, алый и оранжевый. Рисунок зеркально отражается.
И еще подробнее: сердечко – символ хорошего отношения к людям и гостеприимства. Цветок символизирует здоровье и благополучие, ромб – жизненные блага, бабочка – символ легкости. Изображая солярные знаки, башкиры верили, что находятся под защитой Солнца.
Арина провела опрос среди взрослых женщин и девочек. Почти все ответили, что знают места расположения орнаментов. Однако настоящую традиционную одежду можно увидеть только в музеях.
Храм, выстроенный казачеством
Село Большие Харлуши когда-то было казачьим поселком Долгодеревенской станицы. Главной его достопримечательностью стала церковь. О ней рассказал кандидат исторических наук, заместитель директора Объединенного госархива Николай Антипин.
В 2023 году Покровской церкви в Больших Харлушах исполняется 150 лет. Роскошное фото бело-голубого храма украсит художественный календарь, где отразятся культурные ценности Челябинской области. Важна дата освящения храма, а не дата его закладки, подчеркнул Николай Александрович. Первоначально эта единоверческая церковь относилась к Свято-Троицкому приходу города Челябинска. Храм мечтали возвести, по документам, еще начиная с 1843-1845 годов. Для этого было изучено количество в уезде мещан, крестьян, купцов, раскольников.
Единоверие – способ объединения официальной русской православной церкви и старообрядчества. Это было предложено еще в конце 18 века и формализовалось при Николае I.
Старообрядцы (а их в Харлушах было много) могли крестить здесь детей, венчаться, отпевать покойников. Церковь была рассчитана и на жителей Челябинска.
Храм был заложен в 1863 году священником Иваном Никольским на войсковой капитал Оренбургского казачьего войска. Священники, служившие в храме с конца 19 века, были поистине миссионерами – образованные, верные церкви, любившие людей. Они умели обращаться со старообрядцами и раскольниками, владели риторикой и пользовались неподдельным авторитетом в округе.
Исследователю удалось восстановить биографию каждого из них. Самая тяжкая судьба выпала на долю харлушевского священника Федора Дмитриевича Суханова, служившего в церкви в 1911-1919 годах. В феврале 2023 года будет отмечаться 150-летие этого южноуральского подвижника. Его страдания за веру – отдельная большая тема. Найденные документы о Суханове, свидетельство драматических событий гражданской войны в Сосновском районе, сейчас переданы в комиссию по канонизации, сказал Николай Антипин.
Мельницы? – Значит, хлеб был в достатке
Из рассказа историка Юрия Латышева о дореволюционной промышленности на сосновской территории можно сделать вывод – зерна в нашей округе было много. На цветных слайдах хорошо видны конструкции двух мельниц. Это ветряная мельница братьев Толстых и водяная – владельца Маршалова. Мельницы пережили своих хозяев на целый век, и это несмотря на то, что страдали от пожара, дырявых крыш, сквозь которые били ливни, а особенно от запустения.
Маршалов в начале 20 века выстроил свою мельницу в Харлушах, Толстых – на территории, ныне известной как поселок Мирный. Но была и третья большая мельница, о которой в нашем районе не многие знают. Это крупная мельница владельца Ильиных около деревни Прохорово. Каждый дополнительный факт об ее истории позволит расширить историю сосновской промышленности.
Юрий Владимирович рассказывает о печах для обжига известняка в поселке Большое Баландино, мраморных карьерах, маршалитовых карьерах близ села Архангельского. Невольно думаешь – в нашем районе есть куда привезти толпы любопытных туристов.
Задание школьникам
Беседуем с учителем Долгодеревенской школы, советником директора Ольгой Петровной Ереминой.
– В сегодняшней конференции участвуют наши десятиклассники и шестиклассники, – рассказывает она. – Кроме познавательной цели, есть и еще одна. У наших ребят будут свои индивидуальные проекты по некоторым предметам, и в конце года они должны их защитить. Один из вариантов – исторический проект.
Действительно, стоит послушать взволнованное сообщение студентки колледжа Людмилы Капитуновой, чтобы понять – старшеклассникам это будет по плечу. Одна из первых исторических работ Людмилы посвящена тому, что ее окружает. Но зато какая внимательность к каждой сосновской достопримечательности. Тут и Баландино с его знаменитым мрамором, и новый поселок Соколиная гора, где тоже есть своя древняя история, и даже устные рассказы жителей о возможных НЛО. Нет сомнений, у начинающих искателей будут последователи в других школах нашего района.
Автор: Ирина Русакова
Фото автора