В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи, целью учреждения Международного дня является углубление понимания проблемы коррупции, а также роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.
В Российской Федерации вопросы предупреждения, противодействия коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений регламентируются Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента РФ от 16.08.2021 №478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы», иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
В соответствии с действующим федеральным законодательством одним из наиболее приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является противодействие коррупции.
За истекший период 2022 прокуратурой Сосновского района в сфере противодействия коррупции выявлено 104 нарушения федерального законодательства, на незаконные правовые акты, в т.ч. содержащие коррупциогенные факторы, принесено 17 протестов, в суды направлено 38 исковых заявлений, внесено 13 представлений об устранении выявленных нарушений закона, к административной ответственности за коррупционные правонарушения привлечено 4 должностных и юридических лица, по материалам проверок возбуждено 3 уголовных дела коррупционной направленности.
По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования, выявленные нарушения антикоррупционного законодательства устранены, нормативные правовые акты приведены в соответствие с федеральным законом, коррупциогенные факторы исключены. Кроме того, 22 лица, допустившие нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции, привлечены к дисциплинарной ответственности.
Наиболее распространенными нарушениями антикоррупционного законодательства, выявленными прокураторой района, являются неполное (недостоверное) предоставление лицами, на которых законом возложена соответствующая обязанность, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Например, лицами, замещающими муниципальные должности либо должности муниципальной службы, зачастую не в полном объеме предоставляются сведения об открытых счетах в банковских и кредитных учреждениях, недостоверно указываются сведения о площади и основаниях приобретения объектов недвижимости, находящихся в собственности, либо данные объекты вообще не отражаются вы соответствующих справках.
Кроме того, прокуратурой района выявлялись нарушения, допускаемые органами местного самоуправления при разработке либо принятии нормативных правовых актов. Поскольку указанными органами не всегда учитываются положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иных федеральных законов, касающихся компетенции соответствующего органа: администрации либо Совета депутатов муниципального образования, к полномочиям которого отнесены вопросы, регулируемые проектом НПА либо принятым нормативных правовым актом. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции органа местного самоуправления является коррупциогенным фактором.
В текущем году прокуратурой района в деятельности юридических и должностных лиц выявлялись нарушения процедуры приема на работу по трудовому либо гражданско-правовому договору лиц, ранее замещавших должности государственной либо муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. По результатам указанных проверок 1 индивидуальный предприниматель, 1 юридическое и 2 должностных лица привлечены к административной ответственности по ст.19.29 КоАП РФ.
Е.В. Мичурин, прокурор района
фото из архива редакции