Продолжение. Первую часть читать здесь
Большинство за Россию
В Новоайдар мы приехали во второй половине дня. Ольге Мухометьяровой посчастливилось встретить родственника, участвующего в СВО.
Говорят, что Новоайдар – это глубокий тыл. Но береженого Бог бережет, стараемся разгрузиться быстро. Леонид Ильин, крепкий солдатик из прибывших, и Ольга Ивановна поднимаются в кузов нашей машины. Удивляемся неиссякаемой энергии Ольги Мухометьяровой. Она принимает деятельное участие в разгрузке, снимает видеоролик, фотографируется на память с бойцами.
Мы с Евгением Семеновым и доктором Юрием Осташко успеваем побеседовать с водителем общественного транспорта, ожидающего пассажиров на посадочной платформе.
– Здесь, как и везде, общего мнения нет. Кто в лес, кто по дрова. Но большинство за Россию. Потому что при той власти, особенно после 2014 года, жить было невмоготу. В двухтысячные мы поднимались. Не сказать, что прямо райская жизнь настала, но жить можно было. У нас тут железная дорога, пищепром, лесопильный завод, мелкого много было. До 2014 года население к девяти тысячам подбиралось. Потом разбегаться стали. А кому некуда, терпели от новой администрации. Мы же в 2014 году за Луганскую республику вставали. Но наши отступили. И тут ВСУ остановились, все с полномочиями. А куда денешься, когда у него в руках пистолет или автомат. Потом снова наши пришли. Кто-то искренне радовался, а кто-то тикал вместе с теми. Есть такие, кто сидит и ждет, что дале будет? – делится наболевшим водитель.
По человеку видно, мы своими вопросами затронули самую важную тему. Да и сами обращаем внимание на то, что вывески они еще не меняют. И номера на машинах украинские. И женщины на лавочке калякают на смеси украинской мови и русского языка.
Тем временем разгрузка завершена. Руководитель нашего гумконвоя Владимир Бекишев интересуется, каковы дальнейшие действия Ольги Мухометьяровой и офицеров 239 полка? Выясняется, нашей группе придется разделиться. Ольга Ивановна настаивает на том, что должна побывать у военных.
Здесь расстаемся с Леонидом Ильиным. Он вместе с военными уезжает на передовую.
Челябинские газеты едут на фронт
Мы с Михаилом Панариным получили задание от Владимира Бекишева 16 мая доставить груз в Антрацит. А пока едем разгружать вторую машину.
Во время разгрузки я нашел газеты. Пачки газет из городов и районов Челябинской области: «ЮП», «Восход», «Стальная искра», «Степные зори»… И нашу «Ниву» нашел. Попросил ребят сфотографироваться с нашей газетой. Как ни странно, но «Сосновская нива» популярна в Ясиноватой. В администрации мне сказали, что газету жители разбирают сразу, как только ее выкладывают на специальной полке для СМИ. И даже в Новоайдаре один веселый солдат по-армейски высказал восхищение нашей газетой, она ему в руки попадается не первый раз. В ней он читал очерки о тех, кто на передовой.
В «Урале», загруженном снарядами, к нам приехали бойцы, призванные на фронт из Курганской области. Они сказали, что не так давно в часть пришло пополнение из Челябинской области – человек триста. Из Сосновского района они пока никого не знают, а вот двое бойцов из Аргаяша уже отличились. Равиль и Рауль служат в одном подразделении обеспечения, доставляют грузы на передовую, занимаются ремонтом техники, выполняют боевые задачи грамотно и успешно. Фамилий не назвали.
Офицеры 239 полка рассказали, что по фамилиям бойцов мало кто знает. В обиходе позывные. На это свой резон. Противник всячески стремится дознаться, кто служит в войсках, после этого могут возникнуть неприятности у родственников в глубоком тылу.
Дорога на Антрацит
Во вторник я впервые самостоятельно выполнял поручение. Это не очень сложно, когда рядом есть человек, способный помочь в любую минуту. Михаил Викторович Панарин утром решил основной вопрос – получение грузовичка для перевозки груза. Молодые волонтеры помогли загрузить «Газель» и водитель Сергей пригласил меня в кабину.
За долгий путь мы с Сергеем переговорили о многом. О жизни в постсоветской Украине, о том времени, когда стал зреть нарыв национализма, о тяжелых 2014-15 годах, о жизни при Минских соглашениях, о войне. Сергей говорил, что в 2000-е они стали жить хорошо. Но американцам не понравилось, что гривна в два раза дороже доллара стала, что европейцы предпочитали покупать продовольствие украинское. И стравили запад и восток одной страны.
Вечером этого же дня я услышал иное мнение от жителя центральной Украины, бежавшего в 2015 году от национального разгула в стране.
– Спочатку говорили, шо це москали в нас стреляют. Як же москали в мени можут стреляти, мой батька зараз с росьянами против нимцев бився? Хлопцы кажут: «Ни, дидо, то бандеровцы!» Яки таки бандеровцы? Они вмерли давно, и батько их вмер. Я так разумию, це польски паны нашей землицы шукают. А поляк хитрее еврея в пять разив, – сказал мне нынешний житель Донецка Остап Петренко, живший где-то по соседству с нашей штаб-квартирой.
Когда мы добрались в Антрацит, нашу машину встретили и почти сразу поставили под разгрузку. Помогали мне и Сергею волонтеры, мальчишки лет пятнадцати-шестнадцати Никита Пономарев, Олег Матушко, Руслан Бахтигозин и Кирилл Мамотюк. На всю разгрузку нам понадобилось минут тридцать. Потом немного пообщались с ребятами. Юноши верят, что скоро наступит мир. Цели у всех одни, дождаться с фронта или из эвакуации своих родных, пойти работать на предприятия. А почти все предприятия города связаны с горнодобывающей промышленностью.
Под обстрелом
На 17 мая у нас были большие планы. Мы собирались побывать в госпитале и попасть в детскую больницу. Для доктора Юрия Осташко были важны встречи и с врачами, и с пациентами. Ольга Мухометьярова и Владимир Бекишев планировали посетить военнослужащих и вручить ведомственные награды от «Боевого братства». С Дмитрием Шевченко мы должны были выехать на объекты, которые запланированы под инвестпроекты. Были планы посетить школу №6 города и передать собранные жителями Сосновского района книги для школьной библиотеки. Но все это осталось в планах.
Наша делегация не более десяти минут находилась в городской больнице, как начался обстрел центра города. Мелко задрожал пол под ногами и стали закрываться распахнутые двери подсобных помещений. Все пациенты больницы, кто мог ходить, собрались в помещениях, максимально защищенных от разлета осколков. Местные жители рассказали, что третий день над городом висят беспилотники. И точно по часам начинается обстрел.
Михаил Панарин попросил нас быстро занять места в машинах. Из больницы мы уехали. Уехали до прилета. Примчались в администрацию. Здесь уже были раненые. Раненые оставались на улицах. В самом защищенном от осколков месте административного здания сотрудники госучреждения, посетители, случайные прохожие. Плачут дети. Плачут женщины. Кто-то с медицинскими жгутами и бинтами в руках выбегает из укрытия. В ста метрах от здания раненый мужчина. Наш доктор Юрий Осташко вслед за Дмитрием Шевченко бежит к пострадавшему. Тут же на место обстрела прилетают две кареты «скорой помощи».
Ухает где-то рядом. Местные говорят, на соседней улице. Еще утром здания вокруг администрации были целы. Сейчас в одной пятиэтажке вырвана часть стены. У здания напротив выломаны двери, выбиты окна. В проемах качаются жалюзи и шторы. В здании администрации со стороны взрыва нет ни одного целого окна. Вокруг пахнет жженой соляркой, а во рту появляется кислый привкус. А еще кажется, что в голове у тебя ничего нет, и сердце больше не бьется. Его просто не слышно.Потом взрывы раздаются в промзоне. И на дороге через железнодорожные пути.
Наступает тишина. Глава Ясиноватой Дмитрий Шевченко просит Михаила Панарина вывезти нашу группу за Макеевку. Около трех часов дня 17 мая мы выезжаем с территории ДНР. В тот день по Ясиноватой ударили из турецких РСЗО. Кошмарили местное население целый день.
Через шесть дней со своим грузом в Ясиноватую приехал Август Тагне из Коркино. Еще через неделю в прифронтовой город пришел гумконвой из города Аши. Жители, города, предприниматели, руководители предприятий объединены общей идеей всесторонней помощи, поэтому в Ясиноватую пришла двадцатитонная фура с необходимыми для городского хозяйства техническими средствами и инструментами.
Жители Челябинской области продолжают оказывать помощь жителям Донбасса и всем военнослужащим, находящимся в зоне СВО.
Автор: Владимир Бреднев
Фото автора