Труднее, чем вырастить хлеб
Летом 1951 года в Челябинский обком пришла короткая телеграмма из Москвы. Телеграмма правительственная. Лично от товарища Сталина! Все последующие действия южноуральской власти так и были обозначены – что нам надо сделать по телеграмме товарища Сталина.
В Челябинске немедленно была проведена внеочередная партийная конференция. После конференции представители всех сосновских колхозов экстренно съехались на партийно-хозяйственный актив в село Долгодеревенское. Ни один председатель колхоза не чувствовал себя на активе невиновным. И это при том, что последние два года в районе зашкаливают урожаи зерновых!
Но в области и в районе плохо развиваются КОЛХОЗНЫЕ ФЕРМЫ. Местные стада не растут, продукции мало, падеж молодняка угрожающий.
Телеграмма пришла в июне. Значит, Москва оперировала цифрами по итогам зимовки скота и птицы 1950-1951 годов.
Отличные показатели растениеводства не могут автоматически улучшить надои, привесы и обеспечить рост поголовья. Для этого нужно еще много условий. Этих условий в колхозах не было! Причем не было долго – со времен сороковых годов.
Телеграмма Сталина нигде не цитируется. Но, похоже, животноводство оказалось в центре внимания власти едва ли не в первый раз после войны. Секретарь райкома партии товарищ Анцелевич сначала даже называет эту общую головную боль «животноводчеством». Дословно:
– Пленум обсудил телеграмму товарища Сталина о неудовлетворительном выполнении плана развития животноводчества…
Потом председательствующий упрощает название отрасли.
Хрупкое равновесие
Организм животного сложен и реагирует на все. – На недостаток корма, воды, небрежный раздой, на неправильный график доения или кормления. Поэтому не так давно, когда вся страна переходила на летнее или зимнее время, животноводы старались сохранить прежний распорядок дня на фермах.
Или вот известен такой казус. В середине лета на выпасах цветут роскошные травы. Стадо идет на естественный водопой, отдыхает в кружевной тени берез… Но коровы резко сбавляют надой. Их мучают оводы («пауты»), клещи, мухи и другие насекомые.
О тайнах рационов, выпойки телят и о секретах воспроизводства стада на нормальных фермах вообще предпочитают не распространяться. Это мастерство дорого дается и приносит хороший выход продукции.
На партактиве за отстающие фермы подверглись критике председатели колхозов «Ленинский путь», имени Ворошилова, «Сдвиг» и многие другие. Прямо по фамилии и с иронией был назван будущий Герой Соцтруда, председатель артели имени Буденного Пантелеймон Пересичный. (Колхозы в то время то укрупнялись, то объединялись. Мы его знаем как председателя колхоза «Новый Ключ»). Было сказано, что Пересичный сразу после письма Сталина «признал критику справедливой и пообещал исправить положение. Но результатов пока не видно».
О заготовке кормов на активе речь не шла, а вот о строительстве новых коровников – да, на целую страницу протокола. Видимо, одна из причин неудач была в том, что после войны новых базовок не строилось вообще.
– Позволительно спросить у руководителей этого колхоза, как они думают вести зимовку скота, если весь скот не размещается в помещениях? – спрашивает председательствующий. Это едкое «позволительно спросить» попадает в протокол еще не раз.
Единственным «лучом света в темном царстве» докладчик называет колхоз имени Ленина. Надо сказать, что на 1948 год в районе насчитывалось 29 колхозов, но такого нет. Наверное, это был один из вновь созданных. У колхоза имени Ленина в 1951 году расширялся собственный кирпичный завод. Как ему было не ремонтировать и не вести новое строительство.
– Построены птичник, холодильник, дом сельхозкультуры (так в протоколе), библиотека. Можно думать, что три скотных двора на 350 голов, свинарник на 300 голов, а также гараж и столовая также будут введены в сентябре-октябре, – говорилось на партактиве.
Здесь тоже чувствуется некоторая доля иронии или даже, может быть, зависти – так быстро и так много новостроек силами колхозного стройцеха не ввести. Хотя кто знает?..
Годы первые, послевоенные
За 7 месяцев 1951 года в Сосновском районе пало всех видов скота 1800 голов, птицы 13000 голов. Яловость коров стала настоящим бичом. В некоторых колхозах в предыдущую зимовку половина птицы осталась без помещений.
А ведь в колхозах содержались еще овцы, лошади, свиньи… И поголовье всех животных держится на отметках намного меньше плановых заданий. По свиноводству приемлемых показателей добились только два колхоза. Ягнят по району получено на 100 маток всего 38 вместо 115 по обязательствам. Поросят получено на одну свиноматку 7 вместо 16 по обязательствам.
Казалось, из этого тупика выхода не было. Но прошедшие войну колхозники умели делать невозможное возможным. Из так называемых местных стройматериалов, порой из только что спиленных берез и осин, колхозы построили базовки. Улучшили уход за молочным стадом, добавили рабочих на телятники, конные дворы, свинарники.
Главное, что провального положения с кормами в районе, судя по всему, никогда не случалось. В полеводстве дела шли превосходно. Еще в 1949 году за высокие урожаи зерновых звеньевая совхоза «Победа» Прасковья Банникова была удостоена звания Героя Социалистического труда. В тот же год в деревне Исаково (это колхоз Ворошилова) стала Героем за отличный урожай Евдокия Кондакова.
А когда закончился 1951 год, звание Героя Соцтруда было присвоено сразу трем сосновским руководителям. Бригадир Полетаевской МТС Михаил Аксенов получил в тот год 19,3 центнера зерна с гектара. Фронтовик-бригадир Михаил Барановский из колхоза имени Буденного вырастил 21 центнер с гектара. За высокие урожаи стал Героем и Пантелеймон Гаврилович Пересичный.
Если бы положение в животноводстве к концу года не было исправлено, – ему, председателю, обязательно припомнили бы, как он не выполнил указания товарища Сталина. Но из истории района известно, что на фермах «Нового ключа» царил такой же порядок, как на зерновых токах. А о недостатке кормов или помещений даже упоминать не стоило.
В 1952 году Героем труда стал бригадир тракторной бригады Есаульской МТС Федор Куликов – за урожай зерновых 19,8 центнера с гектара.
Особая отрасль
Но животноводов-героев в этом славном перечне еще очень долго не было. Все же более сложное, а где-то и неблагодарное дело – ферма. Только в семидесятые годы рекордные надои, полученные мастерами «России», заставили говорить о сосновских молочных реках весь Урал, да что там – весь Советский Союз.
К тому времени на нашей земле работали крупные сильные совхозы, почти не было недостатка в классных специалистах. На фермах действовали современные доильные установки, молокопроводы, транспортеры для кормов и навозоудаления. Внедрялись двусменная организация труда, новые методы воспроизводства стада.
В семидесятые годы в стране был осуществлен проект по специализации и концентрации сельскохозяйственного производства. То есть овец и свиней выращивали теперь специализированные хозяйства, а наши пригородные совхозы стали целенаправленно развивать молочные фермы.
У истории нет сослагательного наклонения. Но!.. Интересно, если бы в 1954 году страна не бросила бы все ресурсы на целинные и залежные земли, а направила бы средства на требовательное и заботливое развитие всего, что имелось, – наступило бы продуктовое изобилие на прилавках лет на десять раньше?
Автор: Ирина Русакова
Фото получено из районного музея. Фотографии героев артели им. Буденного (колхоз «Новый ключ») напечатаны с пленки 50-х годов фотомастером Анатолием Колющенко.