28 августа медиахолдинг «Гранада Пресс» провел пресс-конференцию, посвященную подготовке школ к новому учебному году и подходам для решения проблем образования в отдаленных районах. Одной из спикеров пресс-конференции стала Лилия Емельянова, директор ИТ-лицея «Привилегия». Она ответила на вопросы журналистов о работе школы.
– Лилия Алексеевна, сейчас в школу приходит большее количество человек, чем было рассчитано. Какие в связи с этим могут быть трудности?
– На сегодня школа готова на 100% принять детей. У нас 1370 человек идут в школу. Я не считаю это трудностями, но к этому нужно быть готовым. У нас будет две смены. Как бы нам ни хотелось, чтобы дети учились в одну смену, нам это не удается. Но мы будем обучать всех.
– Сейчас в микрорайоне Парковый-премиум собираются строить еще одну школу. В чем отличительные особенности вашего учебного заведения, чтобы вы могли порекомендовать?
– Если проект в Парковом-премиум будет осуществлен в той же плоскости, в которой строился ИТ-лицей «Привилегия», то есть ряд преимуществ, которые мне как руководителю импонируют. В первую очередь, это одноэтажные здания, где в каждом кабинете есть отдельный эвакуационный выход. Это полностью автоматизированная система безопасности пожаротушения и иных оповещательных сигналов на случай возникновения тревоги. Одномоментно срабатывают все датчики, двери открываются и дети могут эвакуироваться. По нашим учениям, эвакуация проходит в течение одной минуты. Вторым хорошим решением такого строения является блочный подход. Это когда дети старшего звена и дети младшей школы не пересекаются. Безусловно, хорошей находкой является подход к проектированию помещения как к многофункциональному. Когда классы могут использоваться не как учебные, а как кабинеты для дополнительного образования. В свете тех преобразований, которые мы наблюдаем в системе образования, касается ли это профориентационной деятельности, касается ли это направления «Успех каждого ребенка – одаренные дети», такая трансформация кабинетов в лаборатории, в зоны коворкинга, мобильную среду очень удобна.
– В школы вернули трудовое воспитание. Как оно будет организовано в вашем лицее?
– Сегодня все образовательные организации размышляют над этим вопросом. Я могу лишь только сказать о том, что действительно важен общественно-полезный труд. Буквально на прошлой неделе проходило совещание с представителями различных структур, в том числе Центра экологии Челябинской области, в том числе Челябинским Государственным Университетом. Мы приняли решение, что с 23 сентября у нас будет проведен большой ЭкоГастроМарафон, где одним из общественно-значимых мероприятий будет проведение субботников. Этот вопрос, как показатель привлечения детей к общественному труду включает в себя и уборку кабинетов. Не обязательно каждую неделю. Но когда коллектив уходит на каникулы, это хорошая и добрая традиция, которая была заведена еще в советские времена. Это еще и очень хороший билдинг, превосходная организация. Потому что у ребенка формируется компетенция не только в уборке, но и в распределении обязанностей, как помощь товарищу и так далее.
– Что такое ЭкоГастроМарафон?
– Марафон на темы экологии и гастрономии. Мы находимся на самостоятельном питании и у нас будут организованы дискуссии и лекции на тему «Правильного питания», про культуру питания. Насколько полезно, насколько важно сегодня детей приобщать правильно питаться и как важно организовывать питание в школьной столовой, быть открытыми для родителей. Что касается экологии, планируется сделать большую экологическую тропу. Это будет уникальная возможность развивать в ребенке компетенции исследователя. При сопровождении ЧелГУ ребенок может наблюдать, как учитывается зонированность почв. Например, сейчас на территории Шершней обнаружено растение, которое внесено в Красную книгу, родственник орхидеи. Это уникальная возможность, когда ребенок изучает местность, где он живет, он сам формирует проекты.
– Расскажите, пожалуйста, о педагогах. Есть ли нехватка?
– У нас нет дефицита кадров, потому что есть ряд позиций, которые нам позволили избежать этого. В первую очередь, это приближенная зона к Челябинску, и учителям из города не составляет большого труда ездить на работу в Привилегию. Второе – это участие в программе «Земский учитель». Ряд учителей приняли участие и прошли конкурсный отбор. Не могу сейчас назвать точных цифр, потому что цифра предполагает факт трудоустройства. Сейчас проходит оформление документов. Поэтому сколько человек дойдет, будет известно к первому сентября. Есть третий фактор, который сыграл положительную роль. Большое количество педагогов уже являются жителями Сосновского района – Вишневой горки, Привилегии, Белого хутора. Эти учителя ждали школу, которая находится рядом с домом. Это тоже помогло в вопросе кадров.
– Сдают ли дети смартфоны перед уроками?
– Централизованно у нас этого нет. На законодательном уровне рекомендовано, чтобы не использовались мобильные телефоны на уроках. У детей нет необходимости проходить тестирование на мобильных телефонах, поскольку у нас есть полноценное оборудование – планшеты в кабинетах, есть мобильные тележки, если это необходимо для реализации проекта по электронной форме. Необходимости использования телефонов сейчас нет. Поэтому я положительно отношусь к тому, что телефоны сдают перед началом урока. На родительских собраниях этот вопрос также поднимается. Мы объясняем, как реализуем программу при помощи электронных устройств, как оповещаем родителя в случае возникновения острой необходимости, например, если ребенок заболел. По согласию родителя смартфоны собираются учителем.
– Будет ли приходить смс-уведомление о том, что ребенок пришел в школу?
– У нас такой необходимости нет. Пропускной режим осуществляется в рамках цифровой образовательной среды. В комплекте с пропускными системами идут карточки. Они являются именными, на них внесены необходимые данные. Они аккумулируются в системе учета в соответствии с законом о безопасности в образовательных организациях.
– Есть ли желающие из близлежащих районов попасть в вашу школу?
–Такие желающие есть, но мы работаем в соответствии с распоряжением администрации и действующим законодательством. Федеральным законом урегулирован вопрос о порядке подачи и приеме документов в образовательные организации, где ставится вопрос о закрепленной территории. Поэтому мы принимаем детей, кто относится к нам по закрепленной территории. Учитывая острую необходимость в предоставлении мест, у нас есть дети из Белого хутора, из Вишнёвой горки и Малиновки.
Автор: Людмила Труханова
Фото: Андрея Мизерова и Людмилы Трухановой