В Долгой откроются ипподром и сельхозвыставка! – Это сообщение взбудоражило колхозников в начале октября 1935 года. С первых месяцев после создания нового Сосновского района ведущей отраслью в нем стало коневодство.
Белая кость, голубая кровь
Коней в казацкой округе не просто любили – их обожали. К наездникам относились, как мы сейчас к знаменитым спортсменам. Например, 12 октября газета «Заветы Ленина» (с 1993 года «Сосновская нива») рядом с передовой статьей публикует заметку «Рысаки прошли испытания». Сообщается, что лошади уже три дня, как проходят тренировки.
«Первым и с большой любовью приехал наездник тов. Пешков на своем любимом коне по кличке Герой, – пишет автор Велегов. – Лучшим по качеству бега дал показатели наездник тов. Военчук И. Н. на рысаке по кличке Ливень. Неплохо идет по качеству бега Замысел при наезднике тов. Киселеве П.И.» Перечисляется не менее пяти конеферм, доставивших на районный праздник наездников и лучших скакунов.
Можно предположить, что репортер весь день провел на тренировке. Автор то восхищается бегом лучших коней, а то возмущается:
– Совершенно не дали хорошие качества бега Веселый Дон и Капут! Они часто сбиваются, дают неравномерный бег. Наездники этих рысаков недостаточно внимательно отнеслись к подготовке к бегам и районной выставке.
Корреспондент добавляет, что очень многие жители приходили и приезжали смотреть на тренировки. (Не исключено, что самые азартные лошадники меж собой делали ставки на победителей.)
Тот же газетчик (зоотехник по образованию) Велегов через неделю побывает на ночевке конного пробега. Участники пробега из Амурской области остановились покормить коней в нашем районе. Тысяча километров позади, и впереди не меньше. Амурских коней и наездников сосновцы встретили радушно, как друзей.
«Покупатели» от кавалерии
Даже в наши дни на некоторых горных и степных заставах пограничники несут службу «верхами», на лошадях. Конная полиция на городских улицах и в парках тоже себя оправдывает. Что же говорить о 30-х годах! Каждый мальчишка наизусть знает буденновский марш:
Мы – красные кавалеристы, и про нас
Былинники речистые ведут рассказ.
Увеличить поголовье лошадей в колхозах – задача государственной важности. По графику, утвержденному в Москве, представители Красной армии отсматривают и оценивают лучших рысаков для кавалерийских полков. Военным требуются также мощные тяжеловозы – это для артиллерии. Лошадок выбирают не абы каких, а обученных. Если колхозный председатель не поставляет коней в воинские части, – пусть пеняет потом на себя.
Тракторные заводы в начале 30-х годов, конечно, строятся. Но в наши МТС в 30-е годы приходило не так уж много тракторов. Зато в Красной армии, на крупных стройках и в колхозах Советского Союза трудится бессчетное количество хороших лошадей.
В 1935 году в недавно созданном Сосновском районе насчитывалось не меньше пяти тысяч коней. Когда началась война, почти всех отдали фронту. Трактора и машины – тоже. Теперь колхозники пахали на скромных некрупных саврасках, на быках и даже на коровах.
К 1944 году на предприятиях, конефермах, на стройках и в колхозах района осталось менее 2000 лошадей. Минимум! В разнарядке облисполкома, которую мы нашли в Объединенном госархиве Челябинской области, прописаны строгие требования к пополнению этого поголовья. В районе надо было получить и подрастить не меньше 400 здоровых жеребят.
Сбрасывали всадников
В каждом колхозе в 30-70-е годы имелся конный двор. Мужики- конюхи обязаны были приучать подросший молодняк к упряжи и седлам. Это считалось очень травмоопасной работой.
Некоторые жеребцы не давались, насмерть били копытами, сбегали, сбрасывали всадников. Еще в начале 70-х годов за «приручение мустанга» смельчакам выплачивали не менее 5 рублей. Так делали, например, на конных дворах учебного хозяйства ЧИМЭСХ.
Не легче было подковать коня или вылечить захромавшему Буланке поврежденное копыто. Хорошие специалисты (коневоды, ветврачи, кузнецы, зоотехники и пастухи) всегда ценились правлением колхоза. Их трудодень дорого стоил.
Фамилии работников, причинивших вред коням, безжалостно склонялись на собраниях и в печати. В ноябре 1935 года в Баландинском сельсовете из-за неграмотного ухода две жеребые матки-кобылицы потеряли жеребят. Бригадир и старший конюх после этого искали пятый угол и заглаживали свою вину всеми способами. «У каждой ошибки есть имя, фамилия и отчество», – эта фраза приписывалась тогда Сталину.
Двенадцать дней провел в бегах потерянный жеребец из колхоза «Красный Урал» Кременкульского сельсовета. Бедный конюх хватился его еще ночью, искал несколько дней. Нашли коня случайно, в яме, далеко от жилья. Он, наверное, подавал голос, но его никто не услышал. Беглец не пострадал, только оголодал, конечно. Из-за раскаянья и, по-видимому, благодаря хорошей рабочей репутации конюха сильно не наказали.
Бега – это вам не скачки
На рысистые бега коней направляли с двух лет. Двухлетки соревновались с двухлетками, трехлетки тоже с ровесниками. В наездники и жокеи брали мужчин не моложе 18 лет.
Карьера прекрасного рысака, сводившего с ума ценителей-фанатов, заканчивалась в 8 или даже в 12 лет. Атрибутами рысистых бегов были двухколесная коляска-качалка, особая рысачья уздечка и другая упряжь. Большим дефицитом был необходимый при обучении рысака качественный обер-чек. Так назывался верхний ограничитель для поддержания головы коня в нужном положении.
Коневоды вели подробную родословную по каждому рысаку. Племенной жеребенок рождался принцем. По правилам его имя составлялось из первых слогов имен отца и матери.
Только трехлеткам разрешалось бежать дистанцию 2400 метров, более старшим возрастам – 3200 метров.
К возбужденным крикам толпы болельщиков хороший рысак должен быть равнодушен. Как пугливого коня брать на войну?..
Километр за 2 минуты
Сельхозвыставка и конные бега с большим успехом прошли в Долгой деревне (так тогда называли райцентр) 12 октября 1935 года. Выставка заслуживает отдельного рассказа, она длилась с 10 до 14 часов дня. Разве могли после нее гости разъехаться по колхозам? Теперь начиналось самое захватывающее зрелище. Вот как это описывается в «Заветах Ленина»:
«По окончанию осмотра экспонатов вся публика стремительным потоком хлынула на ипподром. Здесь ровно в 2 часа начинаются призовые бега рысаков.
Вот вышла на беговую дорожку пара рысаков Капут и Хваленый. Первый из них 3 круга по 800 метров прошел за 5 минут 12 секунд. Он дал плохой стиль бега и часто сбивался».
Затем 2100 метров бежит пара Веселый Дон (принадлежит райЗО) и Герой. Также следует полный разбор стиля. Результат – 2 км 100 м двухлетки пробежали за 4 мин. 30 секунд. Такие же строгие оценки даются в отношении пар Лачин и Молох, Ливень и Замысел. Видно, что жюри и автор руководствуются теперь уже неизвестными нам канонами и подчеркивают, что стиль бега – главное.
Фанат на седьмом небе!
«На ипподроме собралось публики более 700 человек. Они со вниманием следили за бегом своих питомцев, – пишет корреспондент. Он сбрасывает академический тон и не может сдержать эмоций: – Предколхоза Пономаренко сам готов был бежать в ряд со своим Замыслом, лишь бы он был впереди. При этом председатель кричал: «Не сорвет Замысел, не беспокойтесь! Лишь бы публика не мешала. Замысел будет первым, не сомневайтесь!».
Колхозники из «Колоса», собравшись в кружок на середине ипподрома, следили за ходом своего рысака Молоха. И вот в то время, когда он сорвал (то есть сбился с рыси на галоп), тут сразу несколько человек крикнули:
– Эх, провалил старик! Да что ж это такое! Ах, Молох, Молох, подкачал.
Жеребец Замысел и его наездник стали фаворитами, их ждала награда от оргкомитета. Колхоз «1Мая» получил премию 1000 рублей за коневодство, а Митрофановский совхоз и колхоз «Колос» Долгодеревенского сельсовета стали вторыми и получили свидетельства.
…Бег хорошего рысака заряжает зрителей энергией, заставляет сердце стучать сильнее. Летящий конь считается одним из самых красивых зрелищ на планете. Вот и сосновский герб – вздыбленный серебряный скакун. Может ли такое быть, что на некоем неизвестном науке уровне конь-тотем добавляет потомкам силы и мужества от их прадедов?
Автор: Ирина Русакова