Не только владельцы автомобилей обеспокоены данной проблемой. Перевозчики твердых коммунальных отходов (ТКО) фиксируют большое количество отработанных шин в баках и на площадках для сбора мусора по всей Челябинской области. Пик «сезона покрышек на контейнерных площадках» приходится на осень и весну, когда автовладельцы заменяют резину на своих авто.
По российскому законодательству отработанные покрышки относятся к отходам четвертого класса опасности. Их сложный химический состав не даёт разлагаться быстро и безвредно. К тому же они выделяют токсичные вещества. Данный вид отходов подлежит обязательной утилизации.
При обнаружении шин в баках или возле контейнерной площадки региональный оператор не имеет права их забирать, поэтому к погрузке в мусоровоз они не принимаются. Если покрышки складированы на контейнерной площадке частного сектора, для решения вопроса с их вывозом нужно обращаться в местную администрацию, если площадка во дворе многоквартирных домов, то в управляющую компанию.
Пресс-служба Центра коммунального сервиса города Челябинска отмечает, что бригады мусоровозов вывозят исключительно твердые коммунальные отходы. Следуя строгим инструкциям, сотрудники компаний-перевозчиков оставляют шины на контейнерных площадках. При обнаружении таких отходов в баках для ТКО грузчики фиксируют проблему на фото и, не опустошая такой бак, направляются на обслуживание площадки по следующему адресу. Причина проста – полигоны ТКО не принимают на захоронение такие отходы.
Утилизация старых шин – это зона ответственности их собственников, то есть автовладельцев. Для этого им необходимо обратиться в организацию, имеющую лицензию на обращение с таким видом отходов. Найти контакты таких компаний можно в интернете и картографических сервисах.
При подготовке этого материала мы решили обратиться к участникам акции по сбору вторсырья «Разделяйка», которые пытаются найти способы переработки для различных видов отходов.
Ольга Леонова из села Долгодеревенского рассказала, что старые шины можно сдать на Завод экологических покрытий в Копейске.
– В частном порядке данная организация готова принять до четырех штук старой резины, – продолжает Ольга. – Ее нужно доставить самостоятельно, так как представители завода за ней не выезжают. Шины должны быть не крашенные и без шипов. В противном случае за утилизацию придётся заплатить.
Василию Дульскому из Челябинска довелось лично обращаться на данное предприятие.
– Шины сдавал на переработку в пункт приёма в Копейске, улица Линейная, 14, – рассказывает мужчина. – Они успешно перерабатываются, например, в покрытие для беговых дорожек. И это не единственный вариант. Вообще шины тоже можно использовать повторно. Например, в гараже или на стоянке сделать упругие буфера, чтобы задним ходом в стену не въехать. Или колесоотбойники вокруг какой-нибудь опоры. Буквально на днях попадалось видео, где шину вообще оплели какой-то оплёткой, внутрь воткнули искусственные цветы, сверху установили стеклянную столешницу и получился журнальный столик. Но в жилое помещение я бы такое не ставил. Своими глазами подобное и очень качественное оформление видел в комнате для клиентов шиномонтажной мастерской на углу улиц Овчинникова и Елькина. Если действительно есть интерес – загляните, там есть на что посмотреть. Собственник к вопросу отделки с душой подошёл.
На самом Заводе экологических покрытий подтвердили информацию о том, что принимают отработанные шины на утилизацию от частных лиц.
– Компания работает с 2011 года, – рассказывает директор ООО «ЗЭП» Олег Хавана. – Имеем соответствующую лицензию на прием, транспортировку, переработку и утилизацию автомобильных шин. От частников мы принимаем безвозмездно, нужно только привезти и оставить. Если это организация, то в таком случае требуется заключение договора. У них на балансе есть шины, которые они обязаны сдавать. По факту сдачи они должны отчитываться в Росприроднадзор. Это, например, автотранспортные предприятия, крупные заводы с большим автопарком. Такое взаимодействие происходит на платной основе.
Олег Григорьевич еще раз отметил, что предприятие не принимает шипованную резину – оборудование на заводе не предназначено для такого вида шин и может выходить из строя.
В результате дробления старые автопокрышки превращаются в резиновую крошку. Ее используют в качестве напольного покрытия для спортивных и детских площадок, изделий дорожного хозяйства и других целей.
Автор: Анна Ворончихина
фото автора
А как же наценка на шины за утилизацию?