Статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что твёрдые коммунальные отходы (далее по тексту – ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Также согласно письму Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06 к ТКО относятся отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, – например, мусор и смёт уличный, мусор и смёт от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» предусмотрено, что под крупногабаритными отходами понимаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещении), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах для накопления ТКО (текущий ремонт – это меры, направленные на поддержание несущих конструкций здания и инженерных коммуникации в исправном состоянии и др.).
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений (отходы линолеума, дверные коробки и др.) классифицируются как крупногабаритные отходы и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом следует отметить, что отходы при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации) не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора. К таким отходам относится строительный мусор, бетон, рамы, бревна, доски и др.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Учитывая вышеизложенное, собственник строительного мусора самостоятельно заключает договор на оказание услуг по обращению с отходами с региональным оператором, в том числе и с другими организациями, имеющими соответствующую лицензию на вывоз указанного мусора.
Автор: Мария Нацентова, помощник прокурора Сосновского района
фото из архива редакции