В эти дни на местных телеканалах мелькают челябинские контейнерные площадки. До сих пор не во всех районах Челябинска мусорные завалы ликвидированы, хотя на помощь пришла техника из других муниципалитетов. Объявлен режим ЧС. А как справляются с мусором в Сосновском районе?
Маршруты и лимиты
Оказалось, что перевозчик отказался вести вывозку из-за резкого удорожания маршрута. Руководители городских компаний жалуются на выросшее транспортное «плечо» до Полетаево. С закрытием челябинской свалки там образовались очереди из мусоровозов.
В Рощино нет сбоев с вывозом мусора. Однако километраж до новой свалки (не доезжая до Урефтов) все же увеличился. Затраты выросли. Да еще новый маршрут проложен по дороге федерального значения, так что с системой «Платон» рощинские коммунальщики уже близко знакомы.
Контроль главы поселения Людмилы Ефимовой направлен на два основных момента – периодичность вывоза и учет мусора.
– Машины подъезжают к контейнерам, и водители обязательно фотографируют все, – раскрывает технологию глава. – Зачем? Это чтобы не возникало вопросов по объему. Только отъехала машина, – тут же дворник все прибирает. В Новом поле и в Казанцево работу дворников оплачивает поселение, а в Рощино – компания «Партнер». Я раз в неделю проезжаю, все осматриваю, хотя бы выборочно.
С самого начала провели учет всего вывозимого мусора. Оказалось, он намного превышает тот лимит, который нам дали. Мы вывозим в два раза больше, чем стоит по нормообразованию. И такая история во многих поселениях. Сельские главы давно ставят этот вопрос. В частности, решение проблемы нормообразования и изменения тарифов очень необходимо Кременкульскому и другим крупным поселениям.
К хорошему быстро привыкаешь
Если кто-то из рощинцев попадает в райцентр по делам после праздников, он очень удивляется – почему контейнеры переполнены? В рощинских населенных пунктах люди от такого отвыкли.
А ведь год назад и Рощинское поселение было близко к мусорному коллапсу. Самая большая проблема обозначилась тогда в Светлом. Весь лес был завален грязью и мусором. Уговорили «Партнера» взять контейнерную площадку на себя. Ровно через два дня там образовался порядок. «Вот с того времени у нас и забыли, что такое непорядок», – говорит глава поселения.
От добра добра не ищут. Зная, что вывоз отходов скоро ждут кардинальные перемены (заход регионального оператора), рощинцы настроены сохранить те наработки, которые появились за эти месяцы. Это чистота в поселках и на контейнерных площадках и раздельный сбор отходов. Все больше жителей начинают разделять домашний мусор на три главные фракции, а некоторые заводят разговор о металле – это тоже ценность, а пока пропадает зря. Есть первые признаки, что люди стали смотреть на проблему по-новому.
Если картина снова переменится, и все подвижки будут сметены, – для многих это станет шоком. Правда, прошла информация о вложениях на уровне Федерации и области в новую систему работы с отходами. Но пока это другие кластеры региона. Пригородные территории, где сейчас будут работать аж три свалки – в Полетаево, на Урефтах и строящаяся в Чишме – нуждаются в переработке отходов по-новому в первую очередь.
Ветки теперь не жгут
В чем тут секрет – за 3-4 дня праздников контейнеры не переполняются? Об этом спрашиваем руководителя компании «Партнер» Кирилла Калошина.
– Так составляем рабочие графики для водителей, – коротко отвечает он.
Кирилл Игоревич продолжает:
– В Рощино исторически сложилось, что контейнерные площадки чуть дальше от домов, чем в Долгой. Нормативная удаленность для площадок не менее 20, но не более 100 метров. На площадках новых вводимых домов постоянная проблема – строительный и габаритный мусор. Жильцы меняют внутренние двери, а прежние несут в мусор. Упаковку и картон от мебели – туда же. И у нас нет законных прав это предотвратить.
В Рощино с основания поселка сложился городской пейзаж, зато в близлежащих деревнях Новое поле и Казанцево – сплошь одноэтажная частная застройка. Главная проблема частного сектора в деревнях в том, что население не желает платить за вывоз мусора. Никто не хочет первым заключить договор – «почему я»? То есть чистоту требуют все, а оплачивать эту чистоту (46 рублей в месяц) нет желающих.
Сейчас у многих челябинцев появились домики в пригороде. У одних только что выстроенные, у других – от старых хозяев. Много незарегистрированных, несданных. Контейнерными площадками все пользуются, это же удобно. Никаких рычагов воздействия на приезжих нет. На попытки администрации заключить договор дачники лукавят – «да мы увозим весь мусор в город». Нет пока контакта и с некоторыми жителями новых «полян» в Светлом.
– Мы бы охотно изучили, как это организовано в других поселениях, но опыта нет, – говорит Людмила Алексеевна. – Положение осложняется вот чем. Сейчас запрещено сжигать растительные остатки на усадьбах. И вот по нарастающей к мусорным бакам свозят ботву, обрезанные ветки деревьев, сухие листья, траву. Это же новые десятки тонн в месяц, и их надо вывозить!
В Европе научились – научатся и в России
Экспертами доказано – не менее 40 процентов всего объема сегодняшнего мусора – это ценное сырье, которое должно перерабатываться. Кстати, в Советском Союзе так и было. Из собранного пионерами лома выпускали «пазики», и по борту автобуса шла гордая надпись об этом. Все бутылки сдавались (в немецких супермаркетах их и сейчас принимают и сразу платят деньги). Бумагу и картон сдавали, чтобы получить собрания сочинений Дюма и Конан-Дойла.
Мои собеседники отлично владеют фактами – что сейчас в мире делают из выброшенных вещей. В Швеции из утильного стекла выпускают волокно и производят акустические плиты для подвесных потолков. Применение переработанного пластика расширяется – от строительства до мощения дорог и площадок. Уже сейчас, рассказывает Кирилл Калошин, в сети полно предложений от потенциальных переработчиков. Кстати, рощинцы как-то столкнулись с тем, что из контейнеров для бумаги и картона часть собранного попросту похищалась ушлыми незнакомцами! Это вторсырье, это ценно. И дальше будет еще ценнее.
Поэтому свою работу по убеждению жителей поселка Рощинская администрация и компания «Партнер» намерены продолжать.