Более полувека наш район – лидер Южного Урала в молочном животноводстве. С чего начался прорыв? Подводные камни и гонки с препятствиями.
К концу 70-х годов бывшие колхозы без возврата трансформировались в крупные совхозы. Канули в Лету времена, когда с хозяйства одновременно требовали ВСЁ! – А именно: требовали продукцию молочных ферм и свиноводства, мясо-говядину, мясо-баранину, шерсть, яйца, пух и перья с птичников, мед с маленьких пасек, мясо птицы… Плюс поголовье рабочих лошадей.
Нет, это в прошлом! В зрелую брежневскую эпоху в СССР настойчиво внедрялась идея специализации и концентрации сельского хозяйства. Главными для Сосновского района теперь стали молоко и продукция растениеводства. Важный документ, подтверждающий это, – объёмистый протокол районной отчетно-выборной партийной конференции 1978 года. Благодаря договоренности администрации района и Объединенного госархива Челябинской области мы смогли подробно его изучить.
Поворот к рекордам
…Снова впечатлили успехи племсовхоза «Россия». В те годы здесь создали племенное ядро из 450 коров, выделив селекционную группу в 204 головы. Рекордистка корова Горная была раздоена до 15167 килограммов за лактацию, корова Ракета – до 13125 килограммов.
Экономика, идеология и внутрипартийная жизнь отошли на конференции на второй план.
Животноводство подмяло их под себя. Бегло упомянув, что уже 22 сосновских мастера машинного доения перешли четырехтысячный рубеж, делегаты настойчиво поднимали нерешенные проблемы. О молочном производстве говорили председатель райисполкома Любовь Максимовна Котельникова и кавалер двух орденов Ленина доярка Галина Ивановна Степанова. Да и другие делегаты в выступлениях поставили вопросы контрольных доек, организации двухсменки, премирования за хороший выход телят, выделения кормопроизводства в отдельную отрасль.
Невозможно было отделаться от ощущения, что в молочной отрасли района происходит революция. Ею заряжены сотни людей.
Оператор Галина Степановна передала негативное мнение доярок, что вот берут ветспециалисты у коров кровь на анализ для исследования на содержание каротина, кальция и т.д., а работы по результатам анализов не ведется. Пользуясь присутствием на конференции секретаря обкома Александра Плеханова, предприимчивые сосновцы потребовали полного обеспечения полноценными кормами (в том числе шротом, жомом, патокой). Отметили, что при заготовке кормов недостает тяжелых колесников К-700 и комбайнов «Нива».
«В своих дерзаниях всегда мы правы»
На рубеже 70-х и 80-х годов в районе действовали около 30 молочных ферм. Даже из Смолинского плодопитомника, совхоза ЮУЖД, из ОПХ «Садовое», – отовсюду сосновцам и челябинцам поступало молоко.
Молочные качества стада в каждом хозяйстве не были равноценными. Селекцией и раздоем по науке занимались только в «России», учхозе ЧИМЭСХ и в Солнечном. Не везде хватало классных профи. Поэтому разброс продуктивности в ежедневной сводке иногда просто удивлял – от 4,8 килограмма молока на отстающих фермах до 12, а то и более – в «России».
– В семидесятые годы на сосновских фермах содержалась двадцать одна тысяча коров, – вспоминает Заслуженный зоотехник Российской Федерации Леонид Иванович Герасимов. – Только на восьми отделениях Муслюмовского совхоза коров насчитывалось около 3000 голов. На долгие месяцы зимовки молочному стаду требовалось колоссальное количества корма. Земля не пустовала, все площади под корма успешно возделывались. Но кормов не хватало. Рекордом считалось запасти по 25-27 центнеров кормовых единиц на условную голову. Нынешние цифры – 42 и более центнера кормовых единиц на голову – показались бы животноводам фантастикой.
Несмотря ни на что, итоги соревнования профсоюз не ленился подводить каждый месяц. Даже аутсайдеры, добившиеся «плюса», имели право на поощрение. Фермы-победители получали награды, передовикам разрешали вне очереди покупать легковые машины и тяжелые мотоциклы. На первой странице «Заветов Ленина» (с 1993 года – «Сосновская нива») было напечатано фото участника ВДНХ скотника Центрального отделения Анатолия Ивановича Герасимова со своим авто.
За одного битого двух не битых дают
А порой изменчивая уральская погода безжалостно и так больно била под дых! И тогда даже обычное количество корма не удавалось вырастить. Вот какую картину описал однажды в своем репортаже «золотое перо» нашей районки Владимир Соколов. Страшная засуха, сентябрь. Луга выгорели. На берегу озера работает техника Ключевского отделения. Непревзойденный мастер урожаев Василий Галкин, кавалер ордена Ленина, скашивает на корм… зеленую осоку и жесткий камыш.
– Ну что, бригадир, не сеял-не пахал, а полоску-то сжал? – подбадривает корреспондент старого друга.
– А вот ты так сумей! – не теряется Василий Николаевич.
Чтобы спасти буренок, однажды пришлось везти железной дорогой солому аж из Краснодарского края. И затрачивать массу средств и усилий, чтобы готовить потом солому к кормлению, придавая аппетитный вид.
Другую зимовку чуть не погубили морозы в 44 градуса. Все трубы перемерзли. Да что там – люди замерзают на дорогах, а половина «скорых» не может выйти на линию. Начальник РЭС просит приостановить на время работу предприятий и организаций! В тамбурах базовок спешно устанавливают вторые ворота. В районной больнице палата обмороженных…
Все преодолели, со всеми трудностями справились. По итогам 1980 года район был награжден Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ за победу во Всесоюзном соревновании.
Черная полоса
Говорят, в человеческой памяти на всю жизнь остаются радостные эмоции, а все страшное или скучное как бы тонет в пластах новых впечатлений. Но времена шоковой перестройки животноводы вряд ли забудут. На фермах резали скот, зарплату не выдавали месяцами, а только иногда «авансировали». Тем временем заработанные нелегким трудом деньги сжирала инфляция. В совхозных кассах не было средств на посевную и уборку. Иногда только фермы и спасали, выручка поступала прямо с колес. Если это были не деньги с проданного молока, так значит, деньги с проданного мяса.
Авторам шоковjй терапии крупные заводы-то не проблема была пустить по миру. Что там говорить о деревенских фермах. Так все девяностые годы село и перебивалось «с хлеба на воду», жило огородами и личными подворьями.
Проект– 4000
Еще во времена Советской власти лучший опыт сосновцы распространяли, как только могли. На семинарах, взаимопроверках, конкурсах, в листовках, газетных статьях. Конкурсы прививали культуру производства. Помню, был у нас в редакции такой проект, «Журналист меняет профессию». Мне поручили изучить опыт напарниц Евдокии Смирновой и Анны Бронниковой на Шигаевской ферме.
Утренняя дойка, зима, в базовке полутемно, тихо «чакают» доильные аппараты. И только на группе Анастасии Максимовой будто время убыстряется. Лампочки, что ли, более сильные? Аа, это она не в сером халате работает, а в белом. И все операции делает виртуозно. Так, как ее научили на областном конкурсе…
…Каким образом технику из Солнечного совхоза Марии Горнус удалось получить по 107 телят от 100 коров? И почему на Северном отделении Муслюмовского совхоза доярка Мария Вьюгина надоила по 5900 килограммов молока от коровы, она-то ведь не из совхоза «Россия»?.. Одиночки идут на рекорды. В то же время в большинстве хозяйств нерационально используют корма, хромает воспроизводство стада.
В начале 21 века Леонид Иванович Герасимов и зоотехники хозяйств разработали программы по каждому совхозу. Вполне реально, они считали, Сосновскому району получить к 2004 году по 4000 килограммов молока от каждой коровы. «Это стало целью. Лозунг даже разместили на главной улице райцентра, – вспоминает Леонид Иванович. – Однако нужно было кардинально меняться, да и земли мало… Добились только 3760 килограммов».
Доктрина безопасности
Со временем стало меняться отношение государства к селу, были введены разные программы поддержки. Появился лозунг «Проект нации – возрождение села». С 2010 года, согласно первой Доктрине Продовольственной безопасности, около 90 процентов всех продуктов постепенно стали производить в своей стране. Российские хозяйства и фермеры все увереннее конкурировали с импортом. Только молочной продукции к 2022 году Россия уже не закупала, а сама экспортировала на 500 млн долларов.
Владельцы ферм прекрасно сознают, насколько трудно даже при поддержке государства работать не в ноль, а хотя бы с минимальной прибылью. Чтобы получить молоко (а его еще надо потом реализовать!), приходится вложить деньги в производство кормов и зарплату, электроэнергию, солярку, ремонт техники и помещений, ветпрепараты…
Большая статья расходов – пополнение высокоудойного стада. Рациональнее держать 10 коров с надоем 30 литров в день, чем 20 с надоем 10 литров. Недавно сайт «Комсомольской правды» сообщил, что численность дойного стада в России достигла минимума даже в сравнении с 90-ми годами. Тогда в стране насчитывалось 20,6 млн дойных коров, а по итогам 2022 года их количество сократилось до 7,7 млн.
Далась победа нелегко?
Только в 2010 году «ЦЕЛЬ-4000» была достигнута Сосновским районом. И тоже дорогой ценой. Например, именно тогда маточное поголовье сократилось на 506 голов, а валовой надой за 11 месяцев снизился на 8 тысяч тонн…
Молоко до сих пор самая тонкая отрасль современного сельского производства. Во всем мире! И в наших краях, конечно, тоже. Но это уже не история района, а его современность.
Автор: Ирина Русакова
Фото: Павла Гайдара и Александра Симакова
НАША СПРАВКА. За 2023 год в Сосновском районе получили по 7962 килограмма молока от каждой коровы. Таким образом, старый «Рекорд – 4000» превзойден сейчас почти вдвое.