Город Авдеевка становится подшефной территорией Челябинской области.
Теперь к западным окраинам Ясиноватой можно подъезжать с наименьшей опаской. Из соседней Авдеевки не выследят, не выстрелят, не сбросят с дрона ВОГ или «лимонку». Наши войска окончательно взяли город под свой контроль 17 февраля 2024 года.
Как выглядит город после нескольких месяцев боев мы можем узнать из коротких сообщений Дмитрия Степкина. Отец Димитрий, настоятель Свято-Никольского храма из поселка Солнечный, ушедший осенью 2023 года в зону СВО, вместе со своим подразделением был переброшен под Авдеевку во время взятия города.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер сказал, что Авдеевка станет подшефной территорией Челябинской области.
Чтобы понимать, что получает в наследство от ВСУ глава Ясиноватского городского округа Дмитрий Шевченко, и какие заботы будут в ближайшее время у наших волонтеров, в том числе и из Сосновского района, мы попросили Дмитрия Степкина снять несколько коротких видео о том, как сейчас выглядит город.
Двадцать первого февраля Дмитрий Дмитриевич вместе с сослуживцами побывал на улицах освобожденного города. По пути следования ни одного целого дома. Но как ни странно, встречаются подъезды, по которым видно – здесь живут люди.
– Здесь где-то я видел бабушку, – показывая на камеру признаки жизни, в одном из домов, рассказывает Дмитрий Дмитриевич.
Все жилые помещения только в подвалах. На этажах нет ни одного целого окна. Сотни домов выгорели от фундамента до крыши. Часть высоток разрушена прямыми попаданиями. Солдаты говорят, что при обороне противник использовал высотки для наблюдения, ведения боев с помощью БПЛА, и как выгодные позиции для охоты на передвигающиеся штурмовые отряды и бронетехнику Российской армии.
Вот кирпичный дом еще советской постройки. Весь силикатный кирпич посечен пулями и осколками. От таблички с названием улицы ничего не осталось, а значок с номером дома сохранился. Дом №20. Он почти уцелел. Взрывами выхлестало окна, вынесло двери. Но стены все целые. Страшно и больно смотреть на скамейку у подъезда. Синяя деревянная лавка, каких и в наших городах тысячи. За спинкой лавочки клумба, и какие-то чернобыльники в автомобильных шинах с облупившейся синей краской.
В Авдеевке 21 и 22 февраля по утрам выпадал небольшой снег. Он чуть прикрыл серую, выгоревшую землю. Покрыл черные и рыжие пятна сгоревшей бронетехники. В городе на улицах, между дворов, под прикрытием фундаментов или стен много развороченной брони. Есть наши танки, но большинство техники ВСУ.
Видеокамера цепляет уцелевшие купола небольшой церкви.
– Уцелела церковь. Наши сберегли, – говорит Дмитрий Дмитриевич.
Видимо, рядом с церковью был парк или сквер. Сейчас это голая территория с огромным количеством торчащих из земли коряг. Кто вернулся в отпуск с Авдеевского штурма, рассказывают, что покалеченные деревья становятся страшными в короткий миг сумерек. Сумерки – это самое жуткое время в городе, где практически нет людей, нет жизни.
По городу теперь работает артиллерия ВСУ. За кадром не раз слышны разрывы тяжелых снарядов. После разрывов в микрофоне слышен гул ветра. Ветер, снежное крошево, серая или черная земля с торчащими черными стволами покалеченных деревьев. Все питают надежды, что вся эта история уже в прошлом. В будущем только мир, только развитие, красота, жизнь.
И вдруг в объектив камеры отца Димитрия попадает небольшой пестрый щенок. Он сидит в руинах. И готов выбежать навстречу нашим бойцам, он приветливо машет хвостом. Но бойцы вынуждены отпугнуть собаку: из земли торчат усы противотанковой мины.
– Не зови. Не зови. Еще разорвет. Пусть пока там сидит, – слышен голос за кадром.
А Дмитрий Дмитриевич уже окрестил щенка и Жужей, и Чернышом. Собака обязательно попадет в хорошие руки, как это уже не раз бывало на этой войне. Из земли торчит хвостовик мины. Не разорвалась.
– Смотри под ноги. Может быть все, – говорит сослуживец отцу Димитрию.
А глаз видеокамеры натыкается на целый развал натовского арсенала: патроны для пулемета, несколько гранат Ф-1, снаряды. И снова хвостовики неразорвавшихся мин. Они сейчас представляют особую опасность.
Сегодня специалисты по разминированию проходят город метр за метром. В день убирается от ста до четырех сотен мин, растяжек, неразорвавшихся снарядов. Работы для спецподразделений непочатый край.
Работы много и у санитарных служб: в Авдеевке со дня на день начнется настоящая весна. Днем 1 марта температура воздуха поднимется до плюс десяти градусов. Поэтому наши военные продолжают осмотр города и ведут разминирование.
Как только фронт уйдет еще дальше, начнутся восстановительные работы, как это происходит во всех городах, перешедших под контроль российской армии.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер рассказал журналистам, что строительные бригады сейчас работают в Волновахе. Там уже восстановлено тридцать восемь объектов социальной сферы, построен один жилой дом. Двенадцать объектов восстановлено в Ясиноватой. На протяжении всего периода СВО в Ясиноватой работали бригады по ремонту и восстановлению главных объектов инфраструктуры. В первую очередь ремонтировали линии электропередач, восстанавливали трансформаторы, объекты водо- и теплоснабжения, связи, дороги.
В Авдеевке в первый же день побывал глава Ясиноватского района Дмитрий Шевченко. Он рассказал Алексею Текслеру о том, что в городе уже найдено более тысячи гражданских, кто пережил все обстрелы и бои, кто ждал прихода российской армии. Кроме самого города к Ясиноватскому городскому округу переходят взятые под контроль населенные пункты вокруг Авдеевки. И там тоже есть местные жители.
Волонтеры из Сосновского района говорят о том, что в Ясиноватую понадобятся новые строительные материалы, чтобы в городе восстанавливать жилой фонд, переселять беженцев на временное проживание или на совсем. Необходимо помочь администрации Ясиноватского района продуктами питания, медикаментами, так как большого числа рабочих мест в городе пока нет.
Но есть надежда, что уже летом 2024 года в Ясиноватой развернутся строительные и ремонтные работы более широко, чем это было до сегодняшнего дня. Российская армия продолжает выдавливать ВСУ с территории ДНР. Сейчас до линии фронта чуть менее тринадцати километров.
Автор: Владимир Бреднев.
Фото: Дмитрий Степкин, сканы с видео от Дмитрия Степкина