Управление образования администрации Сосновского района сообщило итоги Единого государственного экзамена по литературе. В этом году этот предмет сдавали 14 человек. Лучший результат в Сосновском районе показала Александра Екимова из Долгодеревенского, набравшая 94 балла.
Впервые «Сосновская нива» рассказала об Александре Екимовой в 2022 году. Тогда девушке удалось показать лучший результат по русскому языку и математике среди более 500 девятиклассников Сосновского района. В беседе Александра отмечала, что к началу 9 класса она подошла с хорошей базой знаний, благодаря работе талантливых и заинтересованных учителей. При этом школьница много занималась самостоятельно, к подготовке подходила скрупулёзно и ответственно. Мы решили узнать, как за это время Александре удалось не потерять интерес к учебе и вновь добиться лучшего результата.
Нет сил, чтобы бояться
– После сдачи экзаменов в 9 классе я была вдохновлённой, – начинает свой рассказ Александра Екимова. – Я понимала, что труды окупаются, если делать то, что нравится, выполнять работу качественно. Хочу сказать, что страх перед сдачей ЕГЭ у меня тоже был. Это 9-10 классы. В 11 классе такого уже не было, потому что здесь ты работаешь уже конкретно на результат, что-то читаешь, пишешь, учишь, у тебя нет сил, чтобы бояться. Я стараюсь заранее не задумываться о результатах – это помогает мне наслаждаться процессом, радоваться маленьким успехам. Мотивируют меня к учёбе люди, которые окружают, истории тех, кто смог поступить в вуз мечты, найти призвание. Мотивируют и собственные достижения. Ну и, конечно, моя семья, близкие друзья, любимые учителя – главные мотиваторы и помощники. Очень рада, что у меня была возможность в 11 классе съездить в лицей №11 г. Челябинска на защиту проекта, побывать в гимназии №80 на региональном этапе олимпиады, где много замотивированных ребят.
История моей сдачи ЕГЭ по литературе не совсем логичная и закономерная, но для кого-то очень полезная, ведь я училась даже не в гуманитарном классе, а в физико-математическом с уклоном на химию и биологию. Но обо всём по порядку.
Литература всегда «идет» со мной рядом
На ОГЭ в 2022 году я сдавала химию и литературу, весь 10 класс я посвятила более глубокому изучению химии, упорно нарешивая задания и думая о том, что буду, скорее всего, сдавать её на ЕГЭ. Но всё изменилось, когда я перестала видеть себя в ближайшие 10 лет химиком-инженером, так как стала привлекать иная сфера.
Сдавать литературу я окончательно решила в начале 11 класса по нескольким причинам. Во-первых, это тот предмет, который еще с 7 класса мне был интересен. Для меня литература – это не столько про любовь к чтению, сколько про умение широко мыслить, понимать законы прошлого через художественное восприятие классики, выполнять огромный объём работы за ограниченное время, приводя все необходимые аргументы и грамотно строя свою речь. Во-вторых, сферы филологии и журналистики, куда требуются результаты ЕГЭ по литературе, всегда меня интересовали, но мысль о расширении области изучаемого меня не покидала. С недавнего времени я знаю о существовании цифровой лингвистики, где совмещаются знания из гуманитарной и математической областей – всё то, что мне так нравится. Поэтому всё, чему я посвятила время в школе, точно пригодится. Чем бы я ни хотела заниматься и что бы ни мечтала освоить, литература всегда «идёт» со мной рядом и от неё «убежать» уже не получится – с этой мыслью я начала готовиться к ЕГЭ.
«Война и мир» – кладезь аргументов для экзамена
В школе я готовилась с учителем русского языка и литературы Людмилой Анатольевной Люцко. Она так же, как и мой классный руководитель Светлана Николаевна Серебрякова, учит меня и знает о моих успехах и неудачах на школьном пути с 5 класса. Вместе с Людмилой Анатольевной на факультативах мы разбирали ошибки в моих работах, повторяли детали из разных произведений, которые нужно уметь анализировать для написания 5 сочинений. Я очень благодарна Людмиле Анатольевне за её поддержку на протяжении всей школьной жизни. Она одна из тех, кто был готов слушать все мои рассказы и истории с олимпиад, экзаменов. Это очень ценно. Наверное, мне этого будет не хватать.
Основная сложность в подготовке заключалась в том, что с 2024 года в формулировке 5 задания на сопоставление добавили хронологические рамки, изменились темы большого сочинения, а с ними, соответственно, критерии оценивания. Сборники же не были полностью адаптированы под новые условия, поэтому мы отказались их покупать, о чем я ни разу не пожалела. Задания я выборочно решала из электронной версии сборника, а всю необходимую теорию для решения теста и написания сочинений я взяла из книжек, которые были у моего учителя. Они точно помогли мне структурировать всю информацию за несколько дней до экзамена.
В 11 классе я не перечитывала произведения с утра до вечера, потому что у меня уже была хорошая база знаний с конца 10 класса, где были изучены в полном объёме одни из самых крупных романов. Теория по литературе была проработана мною ещё во время олимпиад в 8-9 классах. Благодаря такой продуктивной работе я немного упростила себе процесс подготовки в старших классах и выделила больше времени на другие, не менее сложные предметы – профильную математику, русский язык и обществознание. Мой совет сдающим литературу и русский язык: обязательно читайте «Войну и мир». Это произведение помогло мне написать последнее большое сочинение на максимальный балл, а ещё этот роман – кладезь аргументов для экзамена по русскому языку.
Забрали балл за грамматическую ошибку
Ожидала ли я таких баллов? Конечно, хотелось набрать высокие баллы на экзамене. Но сразу после того, как я вышла из аудитории, казалось, что сделала ошибку в тесте. Задание попалось не совсем стандартное. А все сочинения я даже не успела перепроверить, потому что закончила работу буквально после фразы «экзамен окончен». Учитывая такую «страшную» шкалу по литературе, где одна ошибка стоит 6 вторичных баллов, был повод поволноваться, но с пункта проведения экзамена я вышла довольная. Когда увидела результат, очень обрадовалась.
Тест оказался полностью верным, а вот в одном сочинении забрали один балл за грамматическую ошибку, которую я сама нашла в работе. Ещё долго не могла осознать, что если бы успела пересмотреть написанное, то получила бы 100 баллов. Это невероятно вдохновляет.
Чувства стресса не было
Александра Екимова планирует подавать документы в несколько вузов на разные факультеты, где требуются результаты ЕГЭ по литературе или математике. Возможно, в числе них окажется педагогический университет. Девушка признается, что эта сфера ей интересна.
Пока школьники заняты экзаменами, родители и СМИ вновь поднимают тему отмены системы ЕГЭ. Многие считают эту форму экзаменации несовершенной и не отражающей реальные знания учащихся. Среди аргументов можно услышать мнение о том, что тестовая система проверки знаний не позволяет раскрыть творческий потенциал детей. Отсутствие личного контакта ученика с преподавателем приводит к обезличиванию абитуриента. А сведение учебного процесса к натаскиванию на экзаменационные задания снижает качество обучения в старших классах. Родители говорят, что дети испытывают сильнейший стресс, который заметно отражается на их здоровье. Мы попросили Александру Екимову прокомментировать эти мнения.
– Чувства стресса не было, а вот упадок сил я почувствовала в начале весны, когда в самых базовых вопросах начала ошибаться, – говорит девушка. – Тогда меня зацепила фраза учителя биологии Елены Ивановны Кощеевой, которая сказала, что наш мозг уже отказывается повторно принимать то, что мы и так отлично знаем. После этого я не стала себя ни в чём винить. Появилась внутренняя вера в то, что на самом экзамене всё будет хорошо. Не могу сказать, что подготовка к ЕГЭ меня изнуряла. Возможно, я уже натренированная опытом, стрессоустойчивая. В какой-то момент я начала получать удовольствие от того, что стала разбираться в вопросах лучше. Задания в формате ЕГЭ меня устраивают. Больше переживаний испытываешь, когда сидишь ещё до начала экзамена в аудитории. Вокруг тишина, и ты вынужден погружаться в себя и свои мысли. А ещё я очень эмоциональная. Но это больше плюс, чем минус, потому что все эмоции я оставляла дома. Это помогало мне правильно настроиться на работу.
Золотая медаль к аттестату
Пока готовилась публикация стали известны баллы Александры по обязательным предметам – русский язык 91, профильная математика – 82. Эти результаты подтверждают золотую медаль выпускницы Долгодеревенской школы, которую она получить вместе с аттестатом.
– Я безмерно благодарна учителю математики Светлане Николаевне Серебряковой, которая переживала и поддерживала меня все это время. Чтобы подтвердить золотую медаль, мне нужно было написать математику не менее 70 баллов. В марте я показала этот результат на пробном экзамене. Конечно, я могла просто сдавать базу. Но чувствовала, что профиль сдать мне под силу. Поэтому никогда не нужно сдаваться. Всё возможно, когда «горишь» этим делом.
Автор: Анна Ворончихина
фото из архива редакции и Александры Екимовой