О постоянном приоритете образования в жизни района говорят такие факты. Вскоре после войны первой крупной и дорогостоящей новостройкой стало величественное трехэтажное здание Долгодеревенской школы – с шатровой крышей, высокими окнами, потолками и роскошным дополнительным этажом в цоколе. (Столичный проект 1950 года, школа построена за 3 года и открыта в 1959 году).
В Вознесенской основной школе завершающие отделочные работы на здании велись вообще в 1941 году, когда на западе страны уже гремели бои.
Старейшие сосновские средние школы, Полетаевская и Сирюсинская, открылись более 100 лет назад. Это был 1919 год. В ходе Челябинской операции наступали то красные, то белые, со стороны железной дороги атаковали мятежники-чехи… Но учителя вели уроки, а дети старательно склонялись над букварем и бумажными листочками.
Развитие большинства школ начиналось с крестьянских изб и времянок, позднее это были бывшие клубы или другие приспособленные помещения. И только в 1937 году новая власть начала строить типовые школы в крупных поселках (Долгая, Полетаево).
Благодаря новым школам, построенным в 60-е годы, многие сосновские поселки навсегда приобрели черты, узнаваемые и нынче. Родной силуэт школьного здания, заливистый звонок и любимая учительница, объясняющая новый материал, – все это навечно отпечаталось в памяти выпускников. В 1963 году приняло учеников тогдашнее новое здание Есаульской школы (каким ретро оно сейчас выглядит!). Затем с перерывами в 2-3 года открылись Томинская, Кременкульская, Саккуловская и Солнечная средние школы и Баландинская основная школа.
– Раньше наша школа располагалась в трех деревянных зданиях, –вспоминает выпускница Кременкульской школы 1969 года Тамара Кудрявцева. – Эти домики отапливались дровами, удобства во дворе. Каким дворцом показалось нам роскошное новое здание с его кабинетами, спортзалом и коридорами!
Еще более крупное созвездие новых школ появилось на карте района в 70-е годы. Сравните сами – в 50-е годы в районе была введена только одна школа в дальнем поселке – Малиновская основная. Зато в 70-е годы просторных современных школ построено сразу четыре (Трубненская, Мирненская, Краснопольская и основная школа поселка Полевой).
Сосновские поселки росли и развивались. При поступлении в вузы сельским абитуриентам приходилось выдерживать все более жесткий конкурс. Поэтому школы-новостройки 80-х годов вырастали как грибы после дождя. По архитектурным проектам, оснащенности, мастерству педагогов они должны были мало чем отличаться от городских учебных заведений. Эта задача была решена. Школы открыли двери для ребят. В 1983-м – Рощинская, в 1984-м – Смольнинская основная, в 1985-м Архангельская, в 1988 – Теченская, в 1989 – Саргазинская.
И чуть позже выросла Касаргинская школа (1992 год), в обновленном растущем поселке, на берегу живописного озера.
Но больше в 90-е годы школы не строились – у района и области не было средств.
Блестящие перспективные проекты и большие стройплощадки появились в Сосновском районе только в XXI веке. Новый строительный бум открылся возведением здания Есаульской средней школы. Районная администрация постоянно держала новостройку под контролем. И вот наконец с 2019 года учителя работают, а дети учатся в достойных современных условиях.
С момента ввода в эксплуатацию Есаульской школы темпы строек только ускоряются. Сейчас в Сосновском районе вводятся в действие по одной школе и по два детских сада в год. За короткое время для детей выстроены 4 школы и 8 детских садов. Инженерно-строительные решения, использованные недавно при строительстве Есаульской школы, усложняются и совершенствуются.
По лучшим современным проектам возведены и возводятся новейшие школы и детсады в микрорайонах Славино, Привилегия, Вишневая горка и других. Учителям в них хорошо работается, у детей появляется больше возможностей учиться с интересом, а некоторые родители называют эти новостройки дворцами.
Фото из архива редакции