Площадкой для первого фестиваля стал Образовательный центр №1 поселка Западного.
Сосновский район – яркий пример многонационального единства России. Здесь в мире и согласии живут представители различных народов: русские и татары, армяне и башкиры, казахи и белорусы, таджики и молдаване, а также множество других национальностей. Каждый из них приносит свою культуру, традиции и обычаи, что обогащает жизнь Сосновского района.
Взаимопонимание и уважение между народами стали основой гармоничного сотрудничества и совместного жизненного пространства. Атмосфера доверия и дружбы способствует развитию социального и культурного взаимопонимания. Сосновский район – это не просто территория, это наш общий дом, где каждый может найти свое место и быть услышанным.
Изучение традиционной национальной культуры народов, проживающих в Сосновском районе, стало главной мотивом фестиваля «Веночек». В мероприятии участвовали школьники из 23 общеобразовательных учреждений. Каждая школа, основываясь на проведенной заранее жеребьевке, подготовила 10-минутную программу о национальности, которую она представляла. Дети исполняли песни и танцы, демонстрировали игры и показывали костюмы народов России. Важным условием было вовлечение зрителей, что позволило детям из разных школ лучше познакомиться с представителями других национальностей.
Журналист «Сосновской нивы» познакомилась с несколькими командами.
Представители Есаульской школы подготовили программу о талышах – народности, исторически проживающей вдоль юго-западного побережья Каспийского моря, которое теперь делят современные Азербайджан и Иран. Выбор этой национальности не случаен. За ним стоит история одной семьи.
– Около 40 лет назад в наш посёлок приехала молодая талышская пара Мамед и Санубар, – – рассказывает заместитель директора Есаульской школы Марина Козловская. – У них родились дети Тамара и Кязим, которые учились в нашей школе. В детстве Кязим увлекался танцами и спортом, был участником хореографического коллектива «Шанс». После окончания школы получил педагогическое образование и вернулся работать в родную школу в качестве учителя физкультуры. Кязим Мамедович трудится здесь уже более 10 лет и по-прежнему ведет активный образ жизни. Участвует в различных турнирах и мероприятиях на муниципальном, региональном и всероссийском уровне. Его можно увидеть на играх по мини-лапте и баскетболу. Недавно он выступал на сцене с командой КВН. Его подопечные также добиваются успехов, становясь победителями и призерами соревнований по баскетболу.
Творческую программу показали ученики 6-9 классов. Директор Есаульского Дома культуры Ольга Козловская помогла подготовить песню и подобрать костюмы. Постановкой танца занималась руководитель танцевального коллектива «Шанс» Детской школы искусств п. Рощино Ольга Хромых. А главным консультантом и наставником стала Санубар Кязимова.
– Мы слушали рассказы Санубар, смотрели видеоролики и изучали информацию в интернете, – продолжает Марина Евгеньевна. – Природа Закавказья, традиции и гостеприимство народа произвели на нас глубокое впечатление, и мы не раз убеждались в этом за 40 лет. На протяжении всего времени нас удивляет, насколько эта семья жизнерадостная, а Санубар с прекрасным чувством юмора.
Учитель физической культуры Кязим Кязимов тоже стал участником программы. Вот что он рассказывает о переезде родителей.
– Папа приехал в Есаулку из Азербайджана на учёбу. Учился здесь в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства. А после забрал и маму. Если говорить о наших традициях, то, например, мы отмечаем Новый год в марте. Этот праздник называется Новруз. Мама очень вкусно готовит национальный плов – плов с лаванги, изюмом, курагой и финиками.
Школа поселка Полевой очень ответственно подошла к подготовке костюма литовской девушки.
– Когда я узнала, какая национальность нам выпала на жеребьёвке, то сразу подумала о костюме, – говорит Елена Федорова. – У меня как у учителя технологии сразу первые мысли об этом. Потому что с танцами и пением сложно. А костюм – это мы можем. Сразу начали искать информацию, рассмотрели со всех сторон историю костюма, почитали, что мы можем сделать, что не в наших силах выполнить. Изначально, я хотела все это сама вышивать. Но попала в больницу. Мне уже деваться некуда было пришлось купить готовое.
Около двух недель Елена Владимировна подгоняла наряд под модель – ученицу 11 класса Татьяну Лапшину. Костюм подобран максимально аутентично к образу литовской девушки.
– Они носили несколько юбок, от 2 до 4 штук. Мы это все учли. У нас и блузка белая, длинная, как положено. Хотя этого не видно. Несколько раз сверялись на каких частях одежды должна быть вышивка, – рассказывает Елена Федорова.
Команда Саккуловской школы перевоплотилась в чувашскую народность.
– Дети были удивлены, что они исповедуют православие, – рассказывает Эльвира Халина. – Из истории известно, что их крестили насильно. В костюме все элементы перемешаны: монеты, головной убор из тюркских народов, а орнамент – от славян.
Ученицы 7-8 классов показали народный костюм и танец. А затем разучили с ребятами из других школ четыре простых движения из танца и исполнили их все вместе.
Эльвира Файзулловна готовила детей вместе с коллегами. Альбина Нургалеева отправила заявку и медиафайлы в оргкомитет. Юлия Крыжановская написала текст к защите костюма. Евгения Ерофеева сшила юбки для танца. А мама Лилия Шайхитдинова изготовила костюм, в котором дефилировала ее дочь Ангелина.
В невероятно красивых костюмах предстала дружная команда Теченской школы. Им на жеребьевке выпала узбекская национальность.
– Весь сценарий, сценический образ, всё готовила заместитель директора по воспитательной работе Татьяна Валерьевна Паклина, – рассказывает директор Райхана Козина. – Она же главный костюмер и закройщик. А костюмы помогали шить все сотрудники школы. На каникулах открылась швейная мастерская. Тюбетейки, платья, халаты, шаровары, всё приготовили собственноручно, и даже хлопок!
Утро 1 ноября теченских школьниц было посвящено созданию прически – многочисленных косичек. Известно, что в давние времена узбекские девушки до замужества заплетали 40 кос.
– Изучили очень много материала, и традиции, и костюмы, и игры, – комментирует Райхана Валиахметовна. – Увидели много схожести с нашими традициями – гостеприимство, уважение к старшим. Удивили обычаи, например, старшим при встрече целуют руки, невесте на голову кладут хлеб, как символ благополучия. А национальный головной убор – тюбетейку – носят повседневно.
Касаргинская школа приехала на фестиваль с интересными атрибутами для игры «Лошадиные скачки». Они представляли народ Таджикистана.
– На фестивале выступают ученики 7 и 8 классов, – рассказывает учитель физической культуры Лилия Бер. – Анастасия Криворучко подготовила танец. Ангелина Ленькина и Анастасия Глущенко занимались презентацией. Я готовила песню, а коллега Татьяна Владимировна Науменко – реквизит номеров.
Сирюсинская школа подготовила программу о нагайбаках.
– К постановке мы подошли с девизом «Красота в простоте», – рассказывает учитель Альфинур Хусамова. – Выбрали задорство, плясовой танец и частушки, чтобы ноги сами в пляс пошли. Честно признаюсь, мы мало что знали о наших соседях-нагайбаках, которые проживают в Чебаркульском районе. В этом народе переплелось столько интересного. Например, ритуалы жертвоприношений коровы, которые идут из язычества. При этом держится икона и читается молитва. Так как они соседствуют с татарским, башкирским, казахским и русским народами, все это наложило отпечаток. Мы не заметили сильных отличий в традиционной одежде и кухне.
К подготовке выступления были привлечены ученики 7-8 классов. Учитель технологии Татьяна Шаимова раскроила и сшила платья. Учитель башкирского языка Лариса Саедгалина поработала над произношением. Гузель Тагирова и Альфинур Хусамова занимались разработкой программы и репетировали с детьми. Танец поставила молодая хореограф Гульзана Габитова из Трубненского СДК.
Праздник дружбы продолжался на протяжении четырех часов. Организаторы решили отказаться от сценических выступлений, все события проходили в центре актового зала. Дети с радостью реагировали на приглашения попробовать свои силы в народных забавах. В регламенте фестиваля не было конкурса кулинаров, но многие делегации угощали зрителей сладостями из национальной кухни. Мы попробовали удмуртские перепечи, татарский чак-чак, бакинскую пахлаву, казахские баурсаки, русский каравай и многие другие лакомства.
Все программы были разнообразными: кто-то подготовил полноценный номер, кто-то лишь кратко представил свои идеи. Тем не менее, все выступления были посвящены темам мира, дружбы и любви к многонациональной родине.
Выступления оценивали заместитель главы Сосновского района Татьяна Аллеборн, председатель районного Собрания депутатов Галина Шихалева, начальник управления культуры Татьяна Маркина, начальник отдела по работе с общественными организациями и молодежью Любовь Кривошеева и заместитель начальника управления образования Екатерина Молостова.
За целостность программы сертификаты от председателя жюри Галины Шихалевой награждены коллективы Образовательного центра №1, Кременкульской и Б-Баландинской школ.
Победителем в номинации «Национальная песня» стал ученик Мирненской школы Максим Шанцевой.
В номинации «Национальная игра» портативную колонку забрали ученики Есаульской школы.
В номинации «Национальный танец» портативные колонки получили коллективы Краснопольской, Теченской и Долгодеревенской школ. Квартету из Трубненской школы подарили футболки.
В номинации «Национальный костюм» также отметили нескольких участников. За лучшую презентацию подарки получили Ангелина Шайхитдинова (Саккуловская школа), Ксения Бородина (Томинская школа) и Татьяна Лапшина (школа п. Полевой).
Специальным призом жюри отмечена ведущая программы Солнечной школы Алиса Лагай.
Самые юные участники фестиваля – коллектив Вознесенской школы – получили на память кепки.
На главном фото: Наиль Хидиятуллин, Рената Курманова, Арина Нургалина и Данил Сибагатов из Теченской школы
Больше фото с фестиваля здесь https://vk.com/album-34888580_304830833
Автор: Анна Ворончихина
фото автора