1921-22 годы. Учитель Исанбаев
Маленькие сельские школы на Южном Урале стали открываться, начиная с середины XIX века. В дальней деревушке Мавлютово школа появилась только при Советской власти. На уроках изучали арабский алфавит и русский язык, но по мусульманским молитвам.
Чтобы учитель Ирмухамет Исанбаев не оставил ребятишек в голодном 1921 году, родители учеников обеспечивали ему паёк (он же зарплата). Учитель получал за месяц 2 килограмма мяса, 8 килограммов муки, лебеду, которую мололи на жернове, и воз дров (обычно хворост).
В школе было интересно. Даже в самые голодные месяцы маленькая ученица Хакима и ее друзья-подружки держались вместе и продолжали учиться.
Хакима и мачеха
В четыре года Хакима осталась без матери. В 1911 году была засуха и сплошной мор среди людей, который не обошел ее семью. А в 1920 году умер отец. Из близких у девочки осталась только мачеха и дядя Ахметгали Валеев.
Мачеха не бросила сироту. Их сблизила гражданская война. Во время боёв 1919 года они вместе прятались в погребе. Дядю Ахметгали забрали в белую армию, но он оттуда сбежал и укрывался в их доме. Белые хотели схватить его и расправиться. Ахметгали ждал их ухода, чтобы найти красных. А тут еще мачеха заболела тифом.
Вспоминая общие беды, Хакима каждый раз переживала те дни заново и вытирала слезы кончиком платка. В разгар событий ей было всего 12 лет! Но от нее зависела жизнь дяди и мачехи.
Через много лет, весной 1991 года, ее взволнованную речь записал краевед, учитель села Туктубаево Ахметхан Авхадеевич Авхадеев. Его материал «Юность, опаленная Гражданской» опубликовала районная газета «Заветы Ленина» (с декабря 1993 года «Сосновская нива»). Приводим рассказ Хакимы без изменений.
«Убедись и проваливай, негодяй»
– Дядя прятался в сенях, в чулане. Ключ от его убежища был только у меня. Мачеха лежала без сознания. Мы боялись, что она уже умерла. С большим трудом вынесли женщину наверх и положили ее на нары. Прикрыли одеялом (юрганом). Беляки не могли войти в дом, где была больная тифом – боялись заразиться.
Выждав момент, дядя выскользнул из сеней в сарай. Красные были близко, они не давали противнику закрепиться в деревне. И тут на нашу усадьбу заявился белый офицер! Он потребовал у меня ключ от сеней. Хорошо, что беглеца там уже не было.
– Тогда я спокойно отдала ему ключ, – продолжила рассказ Хакима Мухамадеевна. – А сама думаю: «Айда, смотри, ротозей, его там уже нет. Убедись и проваливай, негодяй!»
Но он еще требует винтовку. Видно, кто-то из соседей рассказал, что у нас есть винтовка. Ничего офицер не добился – в спешке ушел со двора. Тогда дядя Ахметгали выбрался из сарая – и прямиком к красным. Пошел с ними дальше!
Выбор
Молодежь двадцатых годов помогала утвердиться новой власти. Дядя Ахметгали окончил курсы красных командиров в Стерлитамаке, работал в милиции. Позднее он стал народным судьей.
А Хакима мечтала учить грамоте детей и взрослых. В 1928 году она уехала в Уфу на годичные курсы в «Дом тружениц». Комсомолок учили не только школьной программе – они освоили швейное дело, рукоделие. Стали больше читать, лучше понимать события, происходящие в Советском Союзе и в мире. Через год Хакиму и ее подругу Тайфу направили в Москву на «курсы политтружениц». Это были Всесоюзные курсы политпросветработников.
Лекции Крупской
На эти курсы собрали молодых сельских активисток из разных уголков страны. Какой была жизнь женщин Востока? – Нелегкой. Старшая подруга Хакимы, узбечка, пережила трагедию – ее юную дочь застрелил муж. Только за то, что сняла паранджу.
Человеком, с которым можно было откровенно говорить о личном, для слушательниц курсов стала Надежда Константиновна Крупская. Интеллигентность, широкий круг интересов и постоянное самообразование делали ее лекции интересными.
Кроме того, Крупская хорошо понимала своих курсисток. Большинству комсомолок было всего по 20 лет. В их возрасте независимая и гордая Надя Крупская тоже училась на Высших женских курсах. Дочь небогатого дворянина мечтала победить нищету и неграмотность народа и помочь женщинам стать равноправными.
Лекции, общение, самоподготовка, экскурсии в музеи Кремля… Девушки не заметили, как пришла пора возвращаться домой.
Всех не запугаете!
Вот что говорится в семейных хрониках рода Сайфуллиных о возвращении Хакимы в родные края:
«Из Москвы Хакима приехала с короткой стрижкой, в красивой кожаной куртке, на поясе портупея. Хакима Мухамадеевна утром занималась с детьми. Вечерами она всегда учила взрослых по программе ликвидации безграмотности. А еще была общественная работа. Работая в избе-читальне, в школе, она везде была в гуще деревенских событий. Ни одно собрание, ни один сход не проходили без ее присутствия, поскольку она вела протоколы всех этих мероприятий. Врагам Советской власти не понравилось такая активность молодой женщины, и ее стали запугивать.
Однажды поздней ночью Хакима возвращалась с партсобрания. Удачно добравшись до деревни, вдруг около одного дома она заметила фигуру человека. Не обратив внимания, погнала лошадь дальше. Освещения нет, темно. Чувствует: кто-то следит за ней. И тут раздался выстрел. Пуля пролетела мимо Хакимы. Она чудом осталась жива. Покушение ее нисколько не испугало: она была смелая, боевая и всегда говорила, что думала».
Нашла свою судьбу
Непокорность и целеустремленность нашей героини были вызовом многовековым традициям. Осенью 1929 года враждебно настроенные недоброжелатели разгромили избу-читальню. Они с ненавистью разбросали книги, обрушили полки, столы и скамейки.
В Объединенном госархиве Челябинской области хранится документ 1924 года. В нем говорится, что изб-читален на территории будущего Сосновского района тогда было всего 12. Старый мир постоянно сопротивлялся новому. Каждое занятие ликбеза, каждое просветительское мероприятие в избе-читальне давалось комсомольцам с большим трудом. Но они не сдавались, учили неграмотных, радовались их успехам. Молодежь объединяла односельчан. Избы-читальни и клубы продолжали открываться. Грамотных стариков, взрослых и детей становилось все больше.
А Хакиму после разгрома избы-читальни перевели в деревню Алишево.
– Собрав остатки моих обруганных книг, я поместила избу-читальню в доме Сабира Бикбулатова, – рассказывала через много лет Хакима старейшему учителю, автору летописи школы Ахметхану Авхадееву. – Алишевцы встретили меня очень дружелюбно. Мы быстро организовали избу-читальню в клубе. Ставили платные спектакли и концерты. На вырученные деньги купили две гармошки – тальянки, две десятилинейные керосиновые лампы, шторы для окон, другие нужные вещи для клуба.
А в 1930 году меня перевели учителем в Сирюсинскую школу, где я проработала два года. Тут я встретилась с только что приехавшим со службы в Красной Армии Сагидуллой Сайфуллиным. Он был старше меня на два года, активный, добрый. И началась у нас совместная жизнь. В семье росло четверо сыновей – Океан, Булат, Салават и Салим.
Жизнь нашего поколения не была легкой. Но я довольна тем, что молодость не прошла бесследно. Есть о чем вспомнить. Я желаю всем мира, счастья и согласия».
Хакима Мухамадеевна Сайфуллина стала основательницей огромной династии первых сельских интеллигентов Южного Урала. В нескольких поколениях ее потомков есть лучшие учителя, преподаватели вузов, кандидат наук, профессор, доктор наук. Жизненная сила и энергия Хакимы передались ее молодой поросли. Об этой семье даже сняли фильм на Челябинском телевидении.
Столетнюю семейную историю потомки хорошо помнят. Они бережно хранят документы и записи рассказов старших поколений.
Автор: Ирина Русакова