Наша будущая мама – Анна Ивановна Ваганова, родилась в деревне Шуранкуль Красноармейского района Челябинской области 3 января 1938 года в семье Ивана и Марии Бородулиных.
Иван Федорович был одним из первых трактористов колхоза имени Ворошилова, одним из первых и ушел на фронт в июне 1941 года. Он погибнет под Москвой в январе 1942 года, о чем придет извещение в апреле 1942 года. А дома остались трое малолетних детей, жена и мать Ефросинья Семеновна. Отца Ивана Бородулина Федора Васильевича репрессировали 25 марта 1938 года, как врага народа, по доносу односельчан. Он был бригадиром полеводов. От него не было никаких известий. Его реабилитируют в 1957 году. Выдадут в сельсовете свидетельство о смерти, в котором указано – в 1943 году умер от инфаркта сердца.
Маленькие дети требуют к себе ежесекундного внимания от матери, а декретных отпусков тогда не было, и нужно было работать. Наша бабушка Мария Ивановна работала в колхозе на разных работах – и в животноводстве, и на лесозаготовках. Одна из дочерей, Катенька, простыла и заболела. Так как лекарств не было, то ребенка не спасли. Осталась наша мать – Нюра, и ее сестра Стюра. Как бы тяжело ни складывалась ситуация, но бабушка никогда не опускала крылышки, старалась найти выход. Так, после войны, чтобы выручить какую-то копейку, молоко от коровы зимой замораживала в чашках, укладывала во флягу, ставила на санки и на перекладных отправлялась до Копейска, чтобы это молоко продать. Сестры очень рано начали помогать матери. В 12 лет временно работали прицепщиками на тракторе у дяди, брата отца, Василия Федоровича Бородулина, не говоря уже про сенокос, дрова и воду, которую надо было наносить и на огород, и в дом.
В 1953 году основное среднее образование было семь классов. Семь классов и закончила мама в деревне Беликуль. А дальше образование было платное, и чтобы его получить, надо было ехать в Бродокалмак в 8 класс. Так как были материальные проблемы, то приняли решение идти работать. К этому времени колхоз имени Ворошилова объединился с деревней Редуть и стал называться колхоз имени Свердлова. В него и пошла дояркой наша мама.
Деревня Шуранкуль – в чем-то уникальное место. Три озера – Лебяжье, Шуранкуль и Страшное, мелкие болота, березовые колки, лес и обилие травы. Прекрасное место для разведения коров. Коровы – это целые биофабрики по переработке травы, со своим четырехкамерным желудком. «Литий» – так раньше называли желудок у коровы.
Ферма была построена в 1,5 км от деревни. И каждое утро или вечер, в снег или дождь доярки отмеряли это расстояние. Первоначально была ручная дойка коров. Механизация фермы началась в 1964 году с приходом зоотехника Нины Федоровны Бородулиной. В деревню она приехала после окончания Троицкого зооветеринарного техникума. Сначала было проблемно настроить режим вакуума в трубопроводе. При недостаточном вакууме происходил сброс доильных стаканов с вымени коровы, но постепенно все отрегулировали. Один раз в месяц зоотехник проводила занятия с животноводами. Рассказывала о физиологии коровы, как правильно кормить в зависимости от физиологического состояния животных.
Молочное хозяйство требует очень большого внимания к мелочам, как ни одна другая отрасль сельского хозяйства, а чтобы знать свое производство, нужно вести записи. Так длительное время наша мама вела запись по количеству надоенного молока от закрепленной группы коров. Когда мы учились в начальной школе, эту запись доверяла нам. Ценность записей в том, что они являются руководством для правильного кормления коров, а правильное кормление – основа улучшения стада.
После того, как в хозяйстве обеспечено правильное кормление, важной задачей является выбраковка коров в хозяйстве. Дело в том, что в стаде встречаются коровы с устойчивыми надоями и неустойчивыми. Устойчивая – это корова, которая никогда не прекращает удоев, удерживает их почти до самого отела и ее невозможно запустить. Неустойчивая – в течение первых двух или трех месяцев дает полные подойники, а потом снижает быстро удой и дальше ее можно не доить. Поэтому записи особенно необходимы при выборе лучших коров на племя.
У каждого поколения есть свой любимый фильм. Таким фильмом для нашей мамы была «Карнавальная ночь». Фильм вышел в 1956 году, а в 1957-м его посмотрело более 40 миллионов человек. Фильм, после просмотра которого хочется жить, творить, влюбляться. А какие там были наряды на Леночке Крыловой, главной героини фильма. А какие часики и песенка про пять минут. И платье хочется такое же или наподобие. А материал… Ткань в магазине в деревне не купишь, и Мария Ивановна поехала в Свердловскую область в поселок УАЗ, специально за креп-жоржетом для своих девочек. А теперь надо сшить наряд. Заказывали в городе у швеи-модистки.
Как много было задора, веселья у деревенских парней и девушек. И была у них одна судьба. Одно опаленное войной детство, где вместо конфет – паренки из свеклы и моркови. Казалось бы, вот все стало налаживаться. В 1957 году вышла замуж, родились мы – дочери, появился опыт работы, первые награды: Похвальная грамота за высокие показатели в труде и большую общественную работу; занесена в Трудовую книгу Почета за надой в 1967 году. За 10 месяцев 2875 кг молока от каждой коровы. Появился и материальный достаток. Купили телевизор – «безработицу», как говорила баба Маня. Но подрастали мы, а школа только 4 класса. Чтобы учиться дальше, надо в Русской Тече жить в интернате. Поэтому было принято решение переехать в Сосновский район, что и было сделано в 1969 году.
В Долгодеревенском сначала жили на квартире, затем в бараке с печным отоплением, а в 1979 году получили благоустроенную двухкомнатную квартиру.
Наша мама поступила дояркой в учхоз ЧИМЭСХ. Здесь отработала до 1991 года. За высокие показатели в труде была награждена орденом Трудового Красного Знамени. От деревни Ключевка избиралась депутатом районного Совета, народным заседателем в суде. Награждена знаком ЦК ВЛКСМ «Наставник молодежи». Урок можно усвоить по компьютеру, если есть звук, а опыт по компьютеру не передается. Тут действует принцип: делай, как я, из рук в руки, глаза в глаза – наглядным примером. И как писал один поэт: «Наставник, воспитай ученика, чтоб было у него потом учиться».
В 1991 году, когда до пенсии оставалось немного времени, а наступали трудные времена, мама резко все обрывает и начинает оказывать помощь в создании личного подсобного хозяйства одной из дочерей.
На долгодеревенской ферме в марте 1991 года были выбраны и приобретены месячные телочки, куплена по совету матери корова Заря с устойчивыми надоями. До последних дней мама жила открытым домом. Ее квартира всегда была открыта для детей, внуков и правнуков, соседей, товарок по работе, приезжали земляки из Шуранкуля. Почти сорок лет отдано одной профессии, надоены цистерны молока – хорошая профессия кормить людей.
Иногда в разговоре мы ее спрашивали: «Хотела бы она куда-то уехать?». И она всегда говорила: «Все, что есть у меня, мне дал Сосновский район: награды, квартиру, где тепло и светло, школа, где вы учились, близость города и возможность съездить куда-то, и лучше этого места для меня на земле нет. А деревню не надо любить, в ней надо жить».
Главное фото: Бригада животноводов д. Шуранкуль, 1958 г. Слева направо, первый ряд – бригадир И. Л. Старицын, 2 ряд – В. Я. Мурзина с сыном Сергеем, Иван и Нина Бородулины, В. А. Андриевских, А. И. Ваганова, 3 ряд – Анастасия Бородулина, Мария Бородулина, Полина Бородулина, Августа Бекленищева.
Авторы: Лидия и Тамара Вагановы
Фото из архива авторов
Ранее в номинации «Наши герои и знаменитости»
Любовь Котельникова: неизвестные страницы жизни известного человека
Звезды цвета колоса: о жизни и деятельности Ивана Васильевича Григорьева
Почёт и уважение: жительница Томинского рассказывает о бригадире Александре Марковских
Самородок недавнего времени: о жизни Василия Семеновича Лунева
За туманом и за запахом тайги: как юные геологи и их наставники ходили в экспедиции