Многодетные мамы делились историями из жизни с корреспондентом СН на семейном фестивале, который прошел в селе Долгодеревенском Сосновского района Челябинской области.
Баян для Ярославны
«А как бы я справилась?» Так ответила многодетная мама Татьяна Олеговна на наш вопрос, помогают ли ей ребята. Стандартная трехкомнатная квартира тесновата для семьи из восьми человек. Поэтому так важен порядок. Не положил вещи на место?.. Теперь они всем помешают. Забыли вытереть пыль – а как дышать? Уборку в доме без вопросов ведут даже мальчики. Как на корабле!
Старшие контролируют и помогают маленьким, ходят за продуктами, помогают готовить и мыть посуду. Отец Виктор Павлович Мясоедов водитель, он постоянно занят на работе. А у Татьяны Олеговны труд ничуть не легче – она мама шестерых детей. Самая любящая, но и строгая. Мама в одном лице учитель, доктор, психолог, стилист, режиссер, бухгалтер… Всего не перечислишь. Встает до восхода солнца. Ложится спать, только убедившись, что утреннего аврала у ребятишек не будет.
Татьяна и Виктор Мясоедовы с детьми Аристархом, Ярославной, Анастасией и Ванечкой. Старшая дочь Мария (студентка медакадемии) и сын Миша (спортсмен) сейчас сдают сессию
Три дочки, три сына – и шесть разных подростковых характеров. Дети убеждены, что мама знает о них все, а любит одинаково сильно, без предпочтений. Не считать же маминым любимчиком Ванечку – он самый маленький! Играть с ним, учить его рисовать и читать старшие просто обожают.
Среди тысяч материнских забот есть одна на перспективу. Помочь детям выбрать профессию по душе. Не супер-денежную, не «престижную» работу, а просто интересную именно для этого взрослеющего ребенка. Старшая дочка Мария с детства любила помогать заболевшим. Она разбирается в лекарствах, быстро и умело дезинфицирует мальчишкам ссадины. После школы Маша поступила в медицинский. Ее брат Миша выбрал УралГУФК, он спортсмен.
– Чем занимаются ваши дети в свободное время? – спрашиваю Татьяну Олеговну.
– Знаете, у школьников его почти не бывает, – рассказывает она. – То факультатив, то конкурс. Средний сын Аристарх всерьез увлекается лепкой, мы сами удивляемся, как хорошо у него получается. Девочки Ярославна и Анастасия тонко понимают музыку, театр, сами играют на инструментах, а декламируют просто художественно. Из инструментов Анастасия выбрала фортепиано, а Ярославна баян. Мы ее спрашиваем, ну почему баян? – а Ярославна убежденно заявляет: «Девушка и баян – это красиво!».
Весной нынешнего года дети Татьяны Олеговны отличились в областном конкурсе фотографий «Я и моя мама». На церемонии награждения в Долгодеревенском им вручили подарки от торгового дома «Игрушка» и сертификат от студии красоты.
…Мама и Ванечка возвращались на свои места с призами, а нарядные, улыбчивые Ярославна и Анастасия их фотографировали. У Аристарха была другая задача. Когда в толчее и многолюдстве мама гуськом повела младших к выходу, сын-подросток привычно пропустил всех вперед и пошел замыкающим. Семейная «служба безопасности». На сегодня он стал старшим, и надо следить, чтоб сестренки и Ваня не потерялись, не упали, не запутались в толпе.
Семь парней одного рода
Чем дальше от города – тем меньше цивилизации. А значит, все больше работы приходится выполнять каждой матери и хозяйке. Никаких тебе машинок-автоматов, воду в баню и дрова самим таскать. А за школьной одеждой в какую даль приходится ездить!
Хорошо еще, у большой семьи Яппаровых всегда была лошадка Зинка. Такая умная кобылка, что все удивлялись. Зовут ее сыновья «Зинка, Зинка!» – и она бежит к ним с выгона, не разбирая дороги. Накануне первого сентября, бывало, отец запряжет лошадку, нагрузит на телегу мешки с ранней картошкой – и поедет продавать. Молодая картошка в августе нарасхват. Будут пацанам обновки!
Семеро сыночков родилось у Гульзифы Сагитовны Яппаровой. Пока они с мужем поднимали такую мальчишечью гвардию, Гульзифа вывела для себя безотказное правило. Любую работу по дому и на подворье парни должны делать сами. Родителям одним не справиться.
Братья Яппаровы сено сами косили, возили, стоговали. С коровой управлялись, с большим огородом, да и по дому не отказывались помочь маме.
Больше всего семья любила, когда зимним вечером мама усаживалась за рукоделие. Разве она не художница? Народный орнамент на полотенцах и фартуках, вышитый Гульзифой, можно показывать на выставках.
Никто не завидует молодой мамочке, у которой семеро по лавкам, и всех надо кормить, обстирывать, а порой и лечить-выхаживать во время болезни.
Зато глядя на зрелую неторопливую женщину, окруженную строем любимых богатырей, многие семейные пары задумываются. Вырастили вот одного, двоих, все боялись «нищету плодить». А может, неправильно и не того боялись?
Сейчас Гульзифе Сагитовне 77 лет. Тринадцать лет назад ушел из жизни отец ее мальчиков. Горькой, тяжкой потерей была для нее смерть одного из сыновей. В жизни все изменилось, но Яппаровы по-прежнему чувствуют себя семьей. Встречаются, перезваниваются, бабушка Гульзифа постоянно хочет все знать о внуках.
Сыновья получили хорошие рабочие профессии – сварщик, железнодорожник и другие. – Теперь сами создали дружные семьи. Четверо переехали жить в областной центр, их ценят на предприятиях. Почти у всех машины, только позвони – увезут маму, куда скажет, привезут что надо.
Хорошее дело – растить сыновей, права старая песенка.