На днях корреспондент «Сосновской нивы» встретилась с краеведом, в прошлом директором музея, Любовью Колесниковой и записала несколько историй. Не имея документального подтверждения, эти легенды много лет живут в народной памяти.
Дочь бая
Первая история произошла очень давно. В начале XIX века.
– За мостом, на том самом месте, где сейчас площадка асфальтированная напротив бывшей кулинарии, – рассказывает Любовь Григорьевна, – был дом казака Долгих… А может быть, его фамилия звучала немного иначе – Долгов. Тут мнения разнятся. Так вот, к нему часто приезжал его друг – богатый бай из Султаева. Водил он с ним дружбу и совета спрашивал. По национальности был башкир, у него было богатое хозяйство: много земель и скота. И была у него красавица дочь, которая все время заступалась за простых работников, с которыми ее отец обращался жестоко. «Батюшка! – говорила она. – Не бей работников и не мори их голодом! Тогда они станут лучше тебе служить, лучше работать!» Но бай, имея вспыльчивый и свирепый нрав, от поучений дочери выходил из себя. И вот однажды в припадке гнева жестоко расправился с упрямицей… Легенда гласит, что похоронили ее в хрустальном гробу, но вряд ли ее могила сохранилась. Добрая память об этой, совсем молодой девушке живет до сих пор, так как она всегда заступалась за простых людей.

Цветы благодарности
Вторая легенда затрагивает гораздо более поздние времена. Случилось это в тяжелые и героические дни Великой Отечественной войны. В Долгодеревенское привезли маленьких жителей города Ленинграда, в свои пять-шесть лет познавших ужасы блокады. Эвакуированные дети были совершенно истощенными морально и физически, и даже теплой одежды у них не было, чтобы пережить суровую уральскую зиму.
– Наши женщины увидели, что у них нет ни чулочков, ни носочков, ни пальтишек, и ходить-то они едва могут от голода, – вспоминает рассказы старожилов Любовь Григорьевна. – И стали им помогать, кто чем может. Отдавали последнее: кто одежду приносил, кто еду. Ведь местные жители все-таки держали хозяйство. Конечно, и своих детей тогда было трудно прокормить, а они помогали еще и этим ребятам. Потом война закончилась, а ленинградские дети подросли. Их судьбы сложились по-разному. Кто-то нашел родителей, кто-то уехал, а некоторые остались здесь. На память они посадили гвоздики на берегу реки. Я их искала, но не нашла. Здесь растут маленькие белые гвоздички, но это совсем не то… Хотя, может быть, это те цветы уже настолько переродились. Времени-то ведь много прошло.
Ушел с одной шкатулкой
Любовь Григорьевна в своем сообществе в ВК приводит воспоминания одной из старейших жительниц Долгодеревенского Надежды Степановны Завьяловой, записанные в 1990 годы прошлого века. Надежда Степановна родилась в 1909 году и еще помнила старый круг казачьих семейств, приезжавших сюда на бега. Самыми богатыми и знатными были Завьяловы, Новиковы, Казанцевы.

состоятельных в округе
На месте аптеки «Живика» жил Иван Иванович Завьялов. Считалось, что он был самым состоятельным. У него была своя заимка, 25 коров, 25 лошадей, около 100 овец. Многие жители села у него работали. Он их кормил и не обижал. Однажды дом его загорелся. Посчитав это наказанием божьим, он взял с собой лишь маленькую шкатулку и ушел в город. Люди слышали, что он там умер. Сын не стал продолжать его дело.

Чтобы увековечить память о жителях Сосновского района, Любовь Колесникова собирает семейные истории и готовит к изданию сборник былей и легенд.
Главное фото: Берег реки Зюзелги. Где-то здесь дети из Ленинграда высаживали гвоздики на добрую память и в благодарность жителям села
Автор: Мария Андреевских
Фото из архива редакции






