Память о комиссаре партизанского отряда Николае Подкорытове бережно сохраняется в Долгодеревенском. Отряд всеми силами помогал наступлению Советской Армии – бойцы препятствовали подвозу грузов для фашистских войск. Совсем недавно выяснилось, что среди партизан этого отряда был еще один наш земляк. Это уроженец деревни Алишево Хамит Сабирович Бикбулатов.
СПОДВИЖНИК КОВПАКА
Память о комиссаре партизанского отряда Николае Подкорытове бережно сохраняется в Долгодеревенском. Агроном по специальности, наш земляк стал политруком по просьбе командира десантного отряда Андрея Грабчака. Тот день был трагическим. В тяжелейшем бою с оккупантами прежний комиссар отряда получил смертельное ранение.
К этому времени Андрей Грабчак и Николай Подкорытов были знакомы не первый год. Послевоенные источники свидетельствуют, что еще в 1938 году молодые пограничники вместе служили в Олевском погранотряде (Житомирщина) на соседних заставах. А в 1943 году партизанская судьба свела их снова.
Николай Подкорытов с партизанами.
(Страницы из книги «Мир на земле вашим подвигом создан», изд. в 2004 году в Долгодеревенском)
В Сосновском музее до сих пор хранится поздравительный адрес, который направил долговчанину Николаю Подкорытову в день его 50-летия партизанский генерал Сидор Ковпак. Это на сигнальные костры отряда Ковпака январской ночью 1943 года первая группа Грабчака прыгнула с парашютами. Им удалось удачно приземлиться на лесном партизанском аэродроме. Задание центра было четким – от генерала Ковпака маленький отряд должен был пробраться на Житомирщину, собрать в округе города Олевска новых бойцов и начать рельсовую войну.
За партизанскую операцию, проведенную в 1943 году, Сидору Ковпаку присвоили звание генерал- майора
Шло время, группа прирастала новыми партизанами. Отряд всеми силами помогал наступлению Советской Армии – бойцы Грабчака препятствовали подвозу грузов для фашистских войск.
МАТЕМАТИК, КОМАНДИР ВЗВОДА
Совсем недавно выяснилось, что среди партизан этого отряда был еще один наш земляк. Это уроженец деревни Алишево Хамит Сабирович Бикбулатов. Фотография бойца, которую вы видите, была размещена в Челябинске на Стене памяти.
О воинском пути Хамита рассказал его племянник, известный сосновский краевед Арслан Бикбулатов:
– Хамит Сабирович родился в 1906 году в большой семье. У родных хранится его памятный билет за номером 2836, выданный Украинским штабом партизанского движения. Архив и фотографии есть кому беречь, в городе Уфе живет его родной внук Салават Маратович. Он выпускник исторического факультета. И в нашей семье многие десятилетия хранится копия партизанского билета дяди Хамита.
Каким человеком был брат моего отца? – Интересным, образованным. В молодости Хамит Бикбулатов работал учителем математики в одном из сельских районов Башкортостана.
– Какой ты артиллерист будешь, если не знаешь математику? – говорил дядя сельским мальчишкам. – То же самое штурман, летчик, командир эсминца. А военный инженер, строитель?… Всем не прожить без математики. Не пренебрегайте цифрами, это нужно не только вам – это нужно нашей стране.
До войны учителей математики не брали в армию. У Хамита Сабировича была бронь. Когда грянула война, дядя отказался от брони и добровольцем ушел на фронт.
Сайт проекта "Стена памяти" компании "Интерсвязь"
Боец с Урала попал в самое пекло. Армия Паулюса готовилась форсировать Дон. Быстро перейдя Дон, она получила бы полную свободу действий – дальше шли ровные степи до Сталинграда.
Дядя рассказывал, с каким трудом наша армия обороняла левый берег реки Дон в июле 1942 года. Задача была одна – не дать пройти врагу.
Бикбулатов был командиром взвода. Ночью взвод получил пополнение. А к ночи следующего дня из 30 бойцов осталось четыре человека. Настолько жестокие бои шли на этом участке фронта. Наши солдаты сражались за каждый метр, а фашистское командование истерично гнало свои войска к Сталинграду.
На третьей неделе кровопролитных боев Хамит Бикбулатов был тяжело ранен. Товарищи откопали его и доставили в госпиталь. Со временем военврачи залечили раны, но месть за погибших друзей не давала ему спать спокойно.
ВЗОРВАТЬ СЕБЯ ПРИ УГРОЗЕ ПЛЕНА!
В это время в госпитале была организована встреча офицера из Москвы с выздоравливающими бойцами. Впервые после своего второго рождения израненные солдаты снова стояли в воинском строю.
– Кто хочет воевать в тылу врага? – спросил офицер. – Сейчас на временно оккупированной территории организуются партизанские отряды. Центр самолетами постоянно доставляет в леса все необходимое. Эти отряды приблизят нашу победу и не дадут фашистам организовать контрнаступление.
Командир Андей Грабчак хорошо знал мосты и железнодорожные пути в районе Олевска
Четко разъяснив цели партизан, он скомандовал:
– Кто согласен начать подготовку – шаг вперед!
Многие сделали шаг вперед, и Хамит Сабирович был в числе этих добровольцев.
Бойцов подготовили, научили подрывному делу, ориентированию на местности и маскировке. Когда переходили линию фронта, – группа попала под обстрел немцев. Потеряли много бойцов, но часть нового отряда прорвалась через линию фронта. Это была оккупированная захватчиками Украина.
Офицер-пограничник Андрей Грабчак научил начинающих партизан быть незаметными, решительными и неуязвимыми. Рискуя жизнью, подрывники минировали железнодорожные пути, взрывали склады и другие объекты.
Партизаны уходили на задания без документов, получив приказ взорвать себя при угрозе плена.
Дядя рассказывал о спланированных партизанских операциях близ важного железнодорожного узла Шепетовка, городов Заславля, Славута. Командир Грабчак нацеливал своих разведчиков на все новые участки железной дороги. Неожиданность стала козырем партизан. Дядя хамит как раз был подрывником. Он успел подорвать шесть вражеских эшелонов, прежде чем был ранен во второй раз.
«Я СЛУШАЛ, ЗАТАИВ ДЫХАНИЕ»
Племянник партизана Арслан Бикбулатов не раз расспрашивал Хамита Сабировича о войне. Юноша умел слушать, много читал, да и вопросы всегда задавал точные, продуманные. Ему запомнилось из тех рассказов, что в отряде Грабчака царила строгая дисциплина – некоторые молодые партизаны даже считали, что чересчур жесткая.
Общаться с местным населением запрещалось. Командир Грабчак и комиссар Подкорытов ввели этот запрет для блага самих бойцов. Все знают – в тех краях было много националистов, бандеровцев. Кто нарушал запрет – его наказывали по законам военного времени. И отряд побеждал благодаря этой жесткости!
Когда Советская Армия подошла к партизанскому краю, бойцы Грабчака влились в состав наступающих советских дивизий. С 1944 года наступление наших войск уже ничто не смогло остановить. Солдат Хамит Бикбулатов и его товарищи шли вперед, оставляя позади освобожденные города.
В конце войны часть Бикбулатова приняла участие в штурме Кенигсберга. Во время этого штурма он получил третье ранение. После излечения Хамита Сабировича демобилизовали и отправили домой. В сельских школах снова не хватало учителей математики. На этот раз это был жесточайший дефицит педагогов, а ведь стране нужны были зодчие, технологи, металлурги для восстановления разрушенного хозяйства. Кто будет учить детей точным наукам?
Боец вернулся к детям и десятилетия блестяще преподавал им царицу наук. Работал в школе Бурдзянского района до 70 лет! Два сына и дочка стали его продолжением на земле.
СЫН ЗА ОТЦА НЕ ОТВЕЧАЕТ?
…Никогда не была фанатом Александра Малинина, но этого успеха у него не отнять. На рубеже 20 и 21 веков повсюду звучала одна глубокая песня, которую многие примеривали на себя:
Дай Бог, чтобы твоя страна
Тебя не пнула сапожищем.
Дай Бог, чтобы твоя жена
Тебя любила даже нищим!
Это стихи Евгения Евтушенко. Думаю, их могут отнести к судьбам своих близких миллионы людей, рожденных в СССР. Почти в каждой семье были раскулаченные и высланные на север в скотских вагонах. Отсидевшие «десять лет без права переписки» по 58-й статье. Члены семей «врагов народа». Дети священнослужителей. Дети казаков – хоть белых, хоть красных.
Все они могли роптать на свою судьбу, на жертвы. И еще на недоданное на короткий людской век скупое счастье. Но когда 22 июня 1941 года на нас напал могущественный враг, – они забыли обиды и пошли защищать свою страну.
Блестящий учитель математики Хамит Бикбулатов был сыном сельского муллы. Мог реализовать себя в науке, в крупном городе. Несколько поколений его рода были образованными, состоятельными людьми. Сын за отца не отвечает, но получилось, что все сыновья ответили.
Однако вряд ли он думал о несостоявшейся карьере, когда дважды пошел добровольцем на фронт: сначала в пекло под Сталинградом, а после ранения – в партизаны-подрывники.
Всего их было пятеро братьев. Старшего брата Галима исключили из партии, а он тоже защищал потом Сталинград и погиб 18 октября 1942 года в бою за поселок Спартановка. Брат Шакир погиб при обороне Ленинграда…
Партизаны взорвали эшелон с оружием
***
– О партизанской войне написана не одна книга, – говорит в завершение беседы Арслан Авзалович Бикбулатов. – К сожалению, они не часто переиздаются. Сколько лет я охотился за книгой генерал-лейтенанта Т.А. Строкача «Наш позывной: «Свобода». Но нет, так и не нашел. А ведь она в том числе и об отряде Андрея Грабчака.
Моя бы воля – организовал переиздание исторических книг о войне. Документальные книги о фронте, партизанах, госпиталях и военные мемуары этого заслуживают. Сколько серьезных, думающих мальчишек читали бы правду о войне из первоисточников.