Малому бизнесу, в том числе и Сосновского района Челябинской области, и без кризисов постоянно приходится держать нос по ветру и реагировать на изменения в обществе. Коронавирус эти проблемы обострил.
Еще не рассвело, а предприниматели уже расставили столы и начали накрывать тентом переносной торговый павильон. В центр села Большое Баландино привезли на продажу зимнюю одежду.
Так начинался день 17 ноября в Большом Баландино
Жители сел с момента возникновения неблагоприятной эпидемиологической обстановки реже стали ездить в город и посещать рынки. В ТРК многие из сельских пенсионеров и так не заглядывали: иногда цены на товары, развешанные под крышей, на порядок выше, чем у лотошников. И вот торговцы с лотками приехали в деревню.
– Не от хорошей жизни, вообще-то, мы снова начинаем ездить по территориям, как это было в конце девяностых, начале двухтысячных. Покупательский спрос падает. Потому что люди, особенно пожилые, кто и были нашими постоянными клиентами, остаются дома, – говорит владелица лотка.
Мнение индивидуального предпринимателя о проблемах малого предпринимательства нашло отражение и в административных кругах региона. Газета "Коммерсант" отмечает, что по словам замминистра экономического развития Ирины Акбашевой, на октябрь 2020 года сократилось число предприятий малого и среднего бизнеса на 5,2%. А по анализу аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова Челябинская область входит только во вторую группу регионов по развитию предпринимательства, да и в ней занимает отнюдь не лидирующее место.
В Сосновском районе с начала пандемии жертвами кризиса стали самозанятые граждане, кто не развивал бизнес с дополнительной рабочей силой, а надеялся только на себя. В первую неделю введения особого режима были наложены ограничения на деятельность продавцов излишками своих личных подсобных хозяйств. Таковыми оказались местные фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств, занимающиеся сбытом своей сельскохозяйственной продукции.
В Полетаево это личники из окрестных небольших сел, выносящие на местный рыночный пятачок до десяти пластиковых бутылок молока, нескольких упаковок сметаны и творога, тушек домашней птицы или домашнего мяса. Вторым ударом по такому микробизнесу стал осенний стремительный рост заболеваемости. Если сляжет хозяин с инфекцией, кто на хозяйстве останется?
В Есаульском представители микробизнеса тоже опасаются непредсказуемости развития событий. На одной из торговых площадок мелкой розничной торговли ведущее место занимают товары домашнего обихода, одежда, трикотажные изделия. Фактически, перед нами посредники между оптовыми складами и покупателями. Чистая прибыль невелика, но её величина зависит от умения привлечь покупателя и узнаваемости, то есть каждодневного присутствия на рынке, на торговой точке. Здесь же мы встретили нескольких хозяек, кому удалось за летне-осенний период заготовить грибы, ягоды, помидоры, огурцы, приготовить из них консервы и предлагать сейчас в качестве товара. Продукция на любителя, но у нее есть свои поклонники, а у продавцов есть приработок.
В Долгодеревенском стихийный рынок сменил место
В Долгодеревенском ещё не стих спор о том, где вести свою деятельность мелким предпринимателям, основной деятельностью которых является торговля. Часть населения районного центра считает, что площади и парковки надо освободить и переселить продавцов любого товара: продуктов питания, поделок, непереработанной сельскохозяйственной продукции, саженцев, одежды, ширпотреба – в одно место. Другая часть населения выражает несогласие и ратует за лотки в местах с большой проходимостью.
Есть и третье мнение. Как к организации этой торговой площади подойти? Если приложить некоторые усилия и сделать площадь официальной торговой территорией, то, может быть, Долгодеревенский привоз станет более доходным местом для фермеров и самозанятых? А необходимость в узнавании и месте расположения отпадет сама собой. Одна большая вывеска, один указатель и несколько дней всеобщей торговли. Для этого нужен контакт местного самоуправления, владельцев участков с предпринимателями.
Примеры такого контакта есть. Так, по сообщению сетевого издания "Губерния-Южный Урал", сотрудники центра «Территория бизнеса» в октябре договорились с дирекцией рынка «Каслинский» о предоставлении фермерам возможности торговать своей продукцией.
Первый месяц торговли для фермера проходит без оплаты аренды, продавец оплачивает только коммунальные услуги. Если фермер остается на рыночной площади и далее, во второй и третий месяц идет 50-процентная скидка от оплаты аренды.
На 16 ноября на рынке «Каслинский» предлагалось до ста свободных мест для фермеров из окрестных сельских районов. Красноармейские сельхозпроизводители уже воспользовались льготными предложениями.
Летом 2020 года в Мирном установили новые прилавки
Попытался сделать удобнее сельский микробизнес глава Мирненского сельского поселения Александр Новокрещенов, заодно решая проблемы благоустройства. Для того чтобы на одном из общественных пространств, близко примыкающих к преобразившемуся культурному центру, избежать разномастных лотков, стульчиков, кирпичей и брошенных пластиковых ящиков, лидер местного самоуправления привлек к решению задачи руководителя местного частного предприятия ООО «Промнефтегаз» Артема Зайцева. На заводе сделали несколько открытых прилавков с навесом. Летом этого года жители Мирного уже пользовались торговыми приспособлениями.
Сегодня бизнес и общество столкнулись с рядом больших проблем, разрешить которые одномоментно не получается. Общество не верило в столь стремительное распространение коронавирусной инфекции. Перед властями региона поставлены задачи в сохранении малого и среднего предпринимательства, как одной из ветвей социально-экономического развития общества, как возможности сохранения рабочих мест. Между тем, безработица за семь месяцев этого года сделала значительный скачок.
На сайте Минэкономразвития Челябинской области указывается, что многие области деятельности, где хорошо себя чувствовал и развивался малый и средний бизнес в этом году дали значительные убытки. Например, прибыли гостиничного бизнеса и бизнеса общественного питания ушли в минус в среднем на 97%, а прибыли прибыльных предприятий всего сектора бытовое обслуживание населения сократились почти на 57%, индивидуальное предпринимательство на селе сократилось в среднем по региону на 4%. Общее падение прибыльности предприятий по региону составило 38,8%.
Безработица на Южном Урале за неполный год только по официально зарегистрированным данным вырсла на 56,3%. Прирост числа безработных с 1 января по октябрь составил более семидесяти тысяч человек. Правда, при приведении этих цифр есть одна оговорка: рост безработицы возник в период официальной регистрации безработных, как ответ на предлагаемые правительством меры поддержки.
Сегодня, для реализации мер поддержки, о которой говорит правительство России, важна роль органов местного самоуправления. Умение действовать в нестандартных условиях, разумные компромиссы будут укреплять доверие и способствовать развитию.региона.