В День семьи любви и верности сотрудники Челябинскстата посчитали, сколько браков и рождений зарегистрировано на Южном Урале в прошлом году и какую сумму в среднем тратит семья из Челябинской области на продукты, лекарства и одежду.
Южноуральские жены – непревзойденные хозяйки, и это подтверждает статистика. Менталитет западной женщины – рассчитывать на доходы супруга. Жизненное кредо россиянки – я всего добьюсь для своих детей, с мужем или одна.
Человеческая личность не может быть неизменной с юности до старости. Семнадцатилетним девушкам, грезящим о принце, такой альтруизм вообще неведом. Но в отрезке времени от 25 до 30 лет женщина фактически становится главной в семье, как бы иногда это не нравилось признавать мужчинам. По данным Челябинскстата, коэффициент рождаемости в этой возрастной группе составил 89,2 родившихся на 1000 женщин соответствующего возраста, среди городского населения – 84,6, сельского – 119,4. Появление детей резко изменяет психологию и жизненные цели обоих супругов, но женщин – особенно.
Для 78,7 процента семей в нашей области главный источник средств к существованию – это доход от трудовой деятельности (для 20,7 процента семей – доход от пенсии). В данном случае доход от личного подсобного хозяйства в расчет не берется.
Но вот в 2020 году Челябинскстат провел выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств с детьми. Есть такой показатель – располагаемые ресурсы домохозяйств. И этот показатель вырос на 2,6 процента в 2020 году в сравнении с 2019. То есть началась пандемия, а ресурсы семей, имеющих детей, все равно не уменьшились.
На селе некоторые семьи расширили подворье и огород. Если в 2019 году стоимость натуральных поступлений продуктов питания составила 722,6 рубля, то в 2020 – 797,5 рубля. Хорошая жена и хозяйка – это вовремя прибранный урожай сада-огорода, вкусные заготовки. Никакая статистика не учтет, насколько эта витаминная домашняя продукция вкусно приготовлена, насколько умело она подана к семейному столу.
Отметила статистика и то, что потребительские расходы домохозяйств с детьми в сравнении с 2019 годом, к сожалению, уменьшились на 2 процента. А ведь посчитано, что в структуре этих расходов третью часть составляют расходы на питание.
В 2020 году расходы на покупку продуктов для домашнего питания составили 5220,8 рубля в месяц в среднем на члена домохозяйства, посчитали в Челябинскстате. В их структуре преобладали расходы на покупку мяса и мясных продуктов (26,5%), молока и молочных продуктов (17,6%), хлеба и хлебных продуктов (16,6%). Наименьшие расходы у южноуральских семей наблюдались на покупку яиц (1,6%), масла растительного и других жиров (1,4%) и картофеля (0,9%).
Расходы на покупку непродовольственных товаров составили 6021,5 рубля в среднем на члена домохозяйства в месяц. Среди них преобладали расходы на медицинские товары, предметы гигиены (19,1%к итогу), одежду, обувь, белье и ткани (19,0%), транспортные средства (17,9%), топливо (14,1%), мебель, домашнее оборудование, предметы для ухода за домом (12,0%).
А в каких квартирах живут современные южноуральские семьи? По данным обследования 93,0% домашних хозяйств проживают в жилищах, принадлежащих им на правах собственности, 0,7% – в государственной или муниципальной собственности и 6,3% – арендуют жилье у граждан.
В 2020 году размер общей площади жилья по обследуемым домохозяйствам составил 22,8 кв. м в среднем на проживающего. Это хороший показатель, квартиры челябинцев не перенаселены. И, кстати, в 2020 году 87,7 процента домохозяйств имели доступ к сети Интернет, что больше показателя 2019 года.
Увеличилось в 2020 году и число семей с детьми до 16 лет, занимающих отдельный дом, – до 21,7 процента.
Ну, и напоследок общие цифры по региону. Хотелось бы, конечно, чтобы они были более радужными, но что есть, то есть. В Челябинской области в 2020 году зарегистрированы 18602 супружеские пары (что на 18,1% меньше, чем в 2019 году). Среди городского населения было заключено 15615 браков (на 17,8% меньше значения 2019 года), среди сельского населения – 2987 браков (на 19,6%).
В 2020 году число родившихся по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 3,3% и составило 33090 младенцев. Здесь сошлись масса факторов – от демографической ямы девяностых годов до стремления молодежи «пожить для себя» и пандемии… Но кто знает, если бы не привитые нашими мамами семейные ценности, может, эти цифры были бы еще меньше. Благополучная Европа тоже уже несколько десятилетий чем лучше живет, тем меньше рожает.